A.Н. Толстой. Гарин и его хождение по мукам
Дебют Новейший Завет История Избранная Страна Пророки Присказка Альфа Зеи Форум


Алексей Николаевич Толстой
      -- Аппарат не предназначен для промышленных целей, -- резко ответил Гарин, -- это аппарат для разрушения. Он с успехом, правда, может служить для металлургической и горной промышленности. Но в настоящее время у инженера Гарина замыслы иного порядка.
      -- Политические?
      -- Э... Политика мало интересует инженера Гарина. Он надеется установить именно тот социальный строй, какой ему более всего придется по вкусу. Политика -- мелочь, функция.
      -- Где установить?
      -- Повсюду, разумеется, на всех пяти материках.

      А.Н. Толстой "Гиперболоид инженера Гарина"


Основные идеи проекта Старая Индийская Защита

      Рассмотрим, кем перед нами предстают Моисей, Иешуа, Понтий Пилат и Мария Магдалина глазами жены Моисея, Сепфоры.

      С точки зрения автора, история инженера Гарина - это пародийная сатира так называемой "мессианской идеи", которой так болели Эхнатон, Моисей и Иешуа. Рассказ А.Н. Толстого "Гиперболоид инженера Гарина" прекрасно показывает всю несостоятельность "мессианской идеи" и к чему может привести попытки её осуществить.

      Сам автор, А.Н. Толстой привлек меня к себе скорее не его эпопейными романами, а сказкой о Буратино и Золотом Ключике. Буратино и Незнайка очень похожи по характеру. Буратино как раз оказывается тем самым деревянным человечком, который находит ключ к потайной двери, за которой находится волшебный театр.

      Если А.Н. Толстой - это пророк второго порядка, который смотрит глазами жены Моисея Сепфоры, то вполне понятно те акценты, которые встречаются в его произведениях. Во первых, она совершенно однозначно должна ненавидеть свою соперницу Нефертити-Магдалину и изображение соответствующих ей персонажей должно необходимо быть в самом отрицательном свете.

      Поскольку именно она, возможно, приняла непосредственное участие в формулировании Моисеем законов для Евреев, то это также должно найти своё отражение в его творчестве. Основным её настроем должен являться конфликт между Египтом и семитскими племенами, в центре, которого она оказалась вместе со своим мужем и это отражается противостоянием "Советской России" и "остального мира". Этот конфликт имеет своё непосредственное продолжение в Иудейской истории, когда иудеи противостоят Римской Империи и когда Иешуа хочет поднять мессианскую революцию против иудейских священников.

      Зоя Монроз предстаёт в очень неприглядном свете - как проститутка и сожительница Роллинга - промышленного магната. Здесь совершенно очевидной аналогией является Мария Магдалина, которая предположительно была любовницей у Понтия Пилата.

      Инженер Гарин, то есть Иешуа, желая завладеть этой красивой женщиной исключительно для удовлетворения своего тщеславия предлагает ей совсем не любовь, на кой чёрт Марии Магдалине сдалась эта самая любовь? Он предлагает ей быть Царицей Мира!

      -- Оливиновый пояс. Гм! Объяснять это очень сложно. Нужен свободный вечер и книги под руками. Через двадцать минут мы должны ехать. Оливиновый пояс -- это власть над миром. Я найму вашего Роллинга в швейцары, -- вот что такое Оливиновый пояс. Он будет в моих руках через два года. Вы станете не просто богатой женщиной, вернее -- самой богатой на свете. Это скучно. Но -- власть! Упоение небывалой на земле властью.

      Действительно, такой аргумент оказывается решающим и Зоя Монроз переходит от Роллинга к Гарину! Ясно, что с такой точки зрения на проблему могла смотреть только обиженная в лучших чувствах соперница Марии Магдалины, которая увела у неё любимого, то есть например Елена Саломия!

      При развитии сюжета, Гарин становится диктатором и это ему уже начинает надоедать. Он уже и сам не знает, как можно всё это побыстрее завершить и скорее станет рад не позиций диктатора, а преследуемого и бедствующего изгнанника. Тем временем, женщина, очень похожая на Зою Монроз, но не совсем такая, как она, становится Царицей Золотого острова и начинает издавать свод законов для своего острова. Именно так, как это делали Моисей и Сепфора среди семитских племён.

      Кроме этих внутренних -- дворцовых -- законов, ею создавались, совместно с Гариным, "Заповеди Золотого века" -- законы будущего человечества. Но это были скорее общие проекты и основные идеи, подлежащие впоследствии обработке юристов.

      Наконец, когда все, наконец, обрушилось, то Зоя Монроз и Гарин снова встречаются вместе. Он прямо ей говорит, что основной его идеей было всё-таки не "владеть миром", а "заварить кашу". Когда каша заварена, для Гарина это уже не представляет никакого интереса.

      -- Рад тебя видеть. Не грусти, крошка. Сорвалось -- наплевать. Заварим новую кашу... Ну, чего ты повесила нос?..

      Окончание приключений главных действующих лиц, вполне соответствует дальнейшему развитию истории, как представляет себе автор. "Гиперболоид" оказывается в руках Роллинга. Это соответствует тому, что оригинальные идеи Моисея оказались среди семитских племён, а идеи Иешуа смогли использовать руководители Римской Империи, что привело к гибели этой империи. Зоя стала изучать "свод законов мадам Ламоль - повелительницы мира". Именно этим и занимался в гордом одиночестве Сергий Радонежский, изучая законы выписанные Сепфорой и Моисеем и отредактированные с подачи Иешуа, его матерью.

      Гарин фактически сходит с ума, следуя путём Ксении Петербургской, он утыкается носом в песок и прикрывшись истлевшим пиджачком (своего мужа полковника), похрапывает, должно быть, тоже переживая в (шизофреническом) сне разные занимательные истории

      Два голых человека, выброшенные на голую землю, могли кое-как жить... И они начали жить на этом островке, затерянном в пустыне Тихого океана. Не было даже надежды, что мимо пройдет корабль и, заметив их, возьмет на борт.
      Гарин собирал раковины или рубашкой ловил рыбу в пресном озерце. Зоя нашла в одном из выброшенных ящиков с "Аризоны" пятьдесят экземпляров книги роскошного издания проектов дворцов и увеселительных павильонов на Золотом острове. Там же были законы и устав придворного этикета мадам Ламоль -- повелительницы мира...

      Гарин и Зоя не разговаривали. Зачем? О чем? Они всю жизнь были одиночками, и вот получили наконец полное, совершенное одиночество.
      Они сбились в счете дней, перестали их считать. Когда проносились грозы над островом, озерцо наполнялось свежей дождевой водой. Тянулись месяцы, когда с безоблачного неба яростно жгло солнце. Тогда им приходилось пить тухлую воду...
      Должно быть, и по нынешний день Гарин и Зоя собирают моллюсков и устриц на этом островке. Наевшись, Зоя садится перелистывать книгу с дивными проектами дворцов, где среди мраморных колоннад и цветов возвышается ее прекрасная статуя из мрамора, -- Гарин, уткнувшись носом в песок и прикрывшись истлевшим пиджачком, похрапывает, должно быть тоже переживая во сне разные занимательные истории


© Сергей BioSerge "Старая Индийская Защита"       Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru