Должна ли Дама с Собачкой последовать опыту Каштанки?
Дебют Новейший Завет История Избранная Страна Пророки Присказка Альфа Зеи Форум


Валентин Серов "Портрет Софии Боткиной"
      ... Эти поцелуи среди белого дня, с оглядкой и страхом, как бы кто не увидел, жара, запах моря и постоянное мелькание перед глазами праздных, нарядных сытых людей точно переродили его; он говорил Анне Сергеевне о том, как она хороша, как соблазнительна, был нетерпеливо страстен, не отходил от неё ни на шаг...
      У него было две жизни: одна явная, которую видели и знали все, кому это нужно было, полная условной правды и условного обмана, похожая совершенно на жизнь его знакомых и друзей, и другая - протекавшая тайно...
      Потом они долго советовались, говорили о том, как избавить себя от необходимости прятаться, обманывать, жить в разных городах, не видеться подолгу. Как освободиться от этих невыносимых пут?
      -- Как? Как? спрашивал он, хватая себя за голову. - Как?
      И казалось, что ещё немного - и решение будет найдено, и тогда начнётся новая прекрасная жизнь; и им обоим было ясно, что до конца ещё далеко-далеко и что самое сложное и трудное ещё только начинается.

      А.П. Чехов "Дама с собачкой"


А.П. Чехов. Можно ли "переступить" для всеобщего счастья?
Жена Моисея, великая русская императрица Анна Франк

      Самая главная тема А.П.Чехова о необходимости "переступить" через определённые общественные нормы и условности находи своё отражение в рассказе "Дама с собачкой". Этот маленький рассказ всего на 16 страниц позволил свободно сделать в шестидесятых годах фильм на полтора часа. Чехов в маленьком рассказе смог поднять и описать ситуацию, которая может составлять опять же часть той самой проблемы, которую никак нее мог разрешить Родион Раскольников "тварь я дрожащая, или право имею"?

      В данном рассказе два главных героя повествования для осуществления своего личного счастья должны пойти резко в разрез с общественными нормами и традициями, то есть фактически сломать их. Действительно, двое людей любят друг друга, но у каждого из них есть свой супруг. Он не любит свою жену, а она не любит своего мужа. Они хотят быть вместе, то при этом две семьи будут разрушены. При этом общественное мнение будет как всегда беспощадно и жестоко отомстит им за нарушение уставных норм поведения.

      На одной чашке весов личное счастье двух людей, на другой общественные традиции, которые, в общем-то, к этим людям прямого отношения не имеют.

      Если ничего конкретного не предпринимать, то эти два влюблённых человека будут вечно встречаться только "в тайне" и жизнь их будет очень печальной. С другой стороны, резкие шаги приведут к очень драматическим последствиям в жизни обоих. Что же должны они предпринять? И кто это должен делать?

      Рассказ обрывается на мучительных вопросах главного героя о том, что же нужно делать в такой ситуации и почти каждому читателю становится явно, что он должен "переступить" и соединиться со своей любимой женщиной, что бы ему это не стоило. Конечно, на чашку весов положена сила его чувства. Если он любит её достаточно сильно, то выбора у него не остаётся - он должен разрушить две семьи и "переступить" через мнение общества.

      Наверное, именно из-за этого настроения, этот рассказ так нравился коммунистам, которые как раз и пытались доказать, что насильственное, революционное взятие власти в России ради всеобщего блага чуть ли не является законом Природы. Хотя в действительности, никакой реальной революции не было - ход объективного исторического развития общества доказал, что иного выхода, как "переступить" у России просто не было и значит коммунисты были там совершенно ни при чём.

      Интересно, что в другом очень известном рассказе Чехова "Каштанка", собака решает задачу вполне однозначно и "переступает" через материальные выгоды ради того, чтобы быть с человеком, которого любит.

      По случайности, оказавшись среди цирковых актёров, она попадает в жизнь полную фальши и стремлением к выгоде, которая иногда даже ни во что не ставит человеческую жизнь. Дрессировщик животных использует Каштанку как средство для получения денег и это не имеет ничего общего с тем, как её реально любит настоящий хозяин. Дрессировщик хорошо кормит собаку и тем самым вполне удовлетворяет потребности её живота, то при этом сам остаётся к ней совершенно холоден и безразличен. Она для него только служит только, как средство для зарабатывания на жизнь.

      Когда в цирке у собаки возникает выбор - пойти к реальному хозяину "по зову сердца" или остаться на сцене "по зову брюха", она "переступает" через желание собственного брюха и возвращается к тем, кто её любит даже не смотря на то, что при этом она может быть опять станет голодной. Она однозначно решает задачу в пользу "духовного" в ущерб "материального".

      Перед героями "Дамы с собачкой" стоит совершенно аналогичная задача. Они могут выбрать "любовь" и разломать "материю", но также они могут сохранить "материю", но при этом им нужно пренебречь своей любовью. Рассказ ставит задачу Родиона Раскольникова очень ясно и конкретно и каждый читающий может сделать вывод для себя сам. Мораль в этом рассказе является иррациональной. Это означает, что ясного и чёткого ответа, кто прав, а кто виноват, ясных инструкций, как неободимо поступить в данной ситуации не существует. Все знают, что такое число π, но никто и никогда не узнает точно, какой "последний знак у числа π". В приложении к человеческой морали, это означает, что своершенствование человека так же бесконечно и безгранично, как и число знаков у иррационального числа.


© Амерзон Тимирзяев "Старая Индийская Защита"       Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru