О некоторых ярких персоналиях из истории России
Дебют Новейший Завет История Избранная Страна Пророки Присказка Альфа Зеи Форум


Василий Суриков. Боярыня Морозова

Идея монотеизма и Россия. Корреляция истории развития

Боярыня Морозова и старообрядческое движение

      Русский народ традиционно "духовен", то есть часто вера для него означает значительно больше, чем долгие объяснения и логика. В России всегда защищали "Русь, Царя и Веру". Царь в России считается "наместником бога на земле" и принципиально святым человеком. "Русская вера" также является совершенно святой и необсуждаемой, фактически опорой для национального самосознания. Таким образом, святость царя непосредственно оказывается связанной со святостью веры.

      Теперь предположим, что именно царь желает изменить "веру" в соответствии с какой-то определённой, то только ему ведомой логикой. В этом случае, святость народной веры сталкивается со святостью самого царя и власти, то есть вступает с ним в прямое противоречие. Во времена царя Алексея Михайловича, самосознание русской православной церкви возвысилось настолько сильно, что она решила изменить некоторые народные традиции связанные с "верой", как это должно было быть, по их мнению "лучше". До того, как существовала Византийская Империя, Русская церковь считала себя как бы второстепенной, духовно зависимой от своего сильного соседа. Когда Византия бесславно пала, Россия была объявлена "Третьим Римом" и истинным наследником "истинной веры". Но, если она есть "Третий Рим", это означает, что царь и верхняя церковная власть "право имеют" изменять народные традиции по своему желанию.

      После церковной реформы Никона, оказалось, что поскольку они стояли в резком противоречии с глубинными народными чувствами, то возник раскол, который разделил народ на две группы. В первую группу входили те, кто были уверены в святости царя и правительства и шли за "верхами". Другая группа шла исключительно "с народом" и отражала "глубинную веру народа", которая встала в противоречие с волей царя.

      Дальнейшее развитие старообрядческого движения в России, которое привело к образованию многочисленных сект, фактически не имело никакого отношения ни к реформам Никона, ни к какой бы то ни было логике, а просто отражало отношение определённых групп людей к царю и правительству и официальной православной церкви, которые, по их мнению, не отражали "истинной веры", а являлись лишь удобной формой существования власть имущих.

      Прямым аналогом такого отношения могло служить обычное православие во времена коммунистической диктатуры на Руси. Идеология марксизма-ленинизма, данная "сверху", от правительства представляла аналог "реформ Никона" и те, кто остались не согласны с новой идеологией, стали "староверами при коммунизме в СССР".

      Боярыня Морозова не обладала никакой своей идеологией и не являлась никаким "учителем". Эта женщина была боярского происхождения, а значит с одной стороны далека от народа. С другой стороны её дом был устроен, как монастырь со строгим исполнением церковных и келейных правил. Рядом с боярыней Морозовой всегда жили юродивые, нищие и сироты. Духовным учителем у неё был протопоп Аввакум, резко выступавший против реформ Никона.

      Оказавшись прямо между правящими кругами и широкими народными массами, боярыня Морозова, не навязывая никому своей точки зрения, встала стеной за старую веру, став таким образом "духовным лидером старообрядства". Она смогла поднять моральных дух борцов за "старую веру" исключительно тем, что наотрез отказалась признавать реформы, которые шли "сверху", а не из глубин народной воли.

      В процессе своего безмолвного протеста, она проявила фантастическую волю характера и не могла уступить правящей идеологии, которая противоречила её традициям ни на миллиметр. В результате она оказалась противницей царя, инакомыслящей и подверглась жестоким преследованиям со стороны властей. Её вместе с сестрой Урусовой подвергали жестоким пыткам и содержали в темнице до тех пор, пока вначале её сестра, а потом и она сама не скончались.

      С чисто логической точки зрения, предмет, за который погибла боярыня Морозова не стоит ничего, это были чисто формальные изменения в церковных обрядах. Тем не менее, эти изменения должны были бритвой порезать "народные чувства" и примириться с таким отношением к народной вере со стороны властей, она очевидно, не могла. Если бы боярыня Морозова жила во времена коммунизма и Октябрьской Революции, то, очевидно, не приняла бы новой идеологии, а если бы по какой-то прагматической причине и вступила бы в комсомол или партию, то наверняка бы рано или поздно бы бросила свой партийный билет на партейный ковёр.

Патриарх Никон и его религиозная реформа

      Биографические источники описывают патриарха Никона, как очень талантливого, впечатлительного и самолюбивого человека сильного и влиятельного характера. В возрасте 12 лет он ушёл из дома, возможно по причине несогласий с родными и родственниками и поселился в Макарьевском Желтоводском монастыре. Он самостоятельно выучился грамоте и читал очень много книг. Очевидно, что логике он уделял значительно больше внимания, чем простой голой вере.

      После десяти лет совместной жизни со своей женой, он бросил её по чисто прагматической причине - она не могла родить ему ни одного живого ребёнка. Разочаровавшись в семейной жизни, он решил стать монахом и ушёл на Белое море, в Анзерский скит, где постригся в монахи под именем Никон и стал одним из любимых учеников Елеазара.

      Бунтарский и вольнолюбивый характер Никона, очевидно, не мог позволить ему ужиться в монастыре, где требовалось послушание и строгое следование монастырским принципам и уставу. Обладая очень деятельной жизненной позицией, он желал благоустройства и строительства, когда монастырская братия вполне удовлетворялась старыми зданиями. В конце концов, он поругался со своим наставником и пустился в странствия.

      Наконец, он поселился на пустынном острове на озере Коже в Каргополье, вдали от всех. Он очень любил ловить рыбу и часто питался одной только рыбой. Монастырское окружение и необходимость подчинения чужой воле видимо настолько его достали, что в монастырь он ходил только к службе, то есть совершенно формально. Он, таким образом, был совершенно далёк не только от православного церковного общества, но и от широких народных масс, с которыми он не мог найти общий язык возможно по национально-психологическим принципам. С такой точки зрения, по характеру, он напоминал больше всего "еврея в русской шкуре".

      Сильный и волевой характер Никона стал известен очень широко и, наконец, слава о нём дошла до молодого царя Алексея Михайловича. Встреча с Никоном произвела на Алексея Михайловича очень сильное впечатление, он свалил его силой своего характера, и в результате царь перевёл его в Москву. Никон очень любил поговорить и часто выступал, как защитник вдов и несправедливо обиженных. В результате, Никон приобрёл практически неограниченное доверие у Алексея Михайловича. Не смотря на это, такой человек должен был вызывать зависть и затаённую ненавись у окружающих, на которых самому Никону, кажется, было далеко наплевать.

      Глубоко презирая монастырские закостеневшие и логически противоречивые традиции, Никон с огромным наслаждением начал рушить основы старой веры, опираясь при этом на авторитет государственной власти. Называя Россию "Третьим Римом", он построил Новоиерусалимский Воскресенский собор, переименовывая различные географические названия вокруг этого места в Иудейские названия. Так река Истра у него превратилась в Иордан итд. В результате своей деятельности, Никон встал в прямой перпендикуляр к "национальной русской вере" и фактически расколол русскую веру только благодаря своему независимому характеру, самолюбию и близости к царскому престолу.

      На вершине своего могущества, он решил совместить церковную и царскую власть, сидел вместе с царём за столом и им воздавали одинаковые почести. Он стал называться "великий государь", а не "великий господин", как это было прежде. Далее, он стал пропагандировать превосходство духовной (церковной) власти над светской и фактически желал занять место впереди царя. Очевидно, какой разворот событий не мог оставить равнодушным царя и тот чувствуя всё возрастающее влияние патриарха, перестал посещать его проповеди и стал избегать встречи с ним.

      Никон, который посчитал себя оскорблённым в лучших чувствах, бросил свой патриарший пост и с одной клюкой ушёл в Новоиерусалимский монастырь. Добровольный уход с патриаршего престола был событием невиданным и воспринимался в обществе трагически. Предположим, что завтра Патриарх Всея Руси без объявления причины покинет свой пост и уйдёт с одной клюкой в Соловецкий монастырь... Это было бы очень оригинально...

      Оскорблённое больное самолюбие Никона не могло смириться с тем, что ему указали на его место, и он приобрёл славу "многомятежного". Остаток своей жизни, Никон провёл, как "изгнанник, пострадавший от царского произвола". Церкви на Руси часто были пустыми, поскольку священники не знали, по каким именно книгам - новым или старым проводить службу. Только в последний год своей жизни, патриарху Никону было разрешено переехать на покой в основанным им Воскресенский монастырь, но в августе 1681 года он скончался в дороге.

Изящное правление царицы Елизаветы Петровны

      Четвёртая дочь Петра I, Елизавета была очень красива. Её жизнь в детстве была похожа на сказку, её окружало молодое общество, где она царила не только как цесаревна, но по личным достоинствам. От родителей она получила достаточно средств, чтобы удовлетворять свою страсть ко всякого рода развлечениям. Она всегда была занята: поездки по Неве и за город, маскарады и балы, постановки спектаклей, музицирование и танцы.

      Елизавета значительно выигрывала перед непопулярной царицей Анной Иоанновной даже благодаря своей внешности и весёлому нраву. Её очень любили гвардейские офицеры, она часто посещала казармы Преображенского и Семёновского полков. Елизавета стала крёстной матерью офицерских детей ещё до того, как захватила власть с помощью этих самых офицеров. Не смотря на то, что по российским законам, законным наследником трона был Иоанн Антонович, державный младенец, который провёл большую часть своей жизни в тюрьме, красота Елизаветы и военная сила сыграла решающее значение.

      О характере Елизаветы говорит такой факт, что Анна Леопольдовна и Елизавета объяснились 23 ноября 1741 года, прямо непосредственно перед вооружённым захватом власти. Как рассказывают, с обеих сторон было высказано много упрёков, обвинений оправданий. В конце концов, тётка и племянница, расплакались и обнялись. Успокоенная Анна Леопольдовна удалилась к себе, а Елизавета отдала приказ на арест Анны и государственный переворот.

      Поскольку родители Елизаветы не готовили её к правлению страной, она получила лишь те знания, которые могли пригодиться ей только при каком-нибудь европейском дворе. Уже став императрицей, Елизавета очень удивилась, когда ей сказали, что Великобритания является островом. Внешне приятный нрав и открытость Елизаветы многих вводили в заблуждение. Её считали женщиной ветреной, добродушной и подверженной сильным влияниям. Это скрывало её довольно сложный и противоречивый характер. Она любила всё держать "в своих руках" и могла стать той самой "силой", которая могла сплотить вокруг себя всех.

      Её отношение к детям было очень жестоким. Известно, что только благодаря Елизавете, законный наследник Иоанн Антонович провёл всю жизнь в тюрьме. Её характер не позволил ей найти ей ни одного законного мужа, она любила только себя. В результате внебрачной связи с безродным Разумовским, которому она пожаловала графский титул, возможно, появилось на свет несколько детей и одной из них, княжне Таракановой ходили легенды.

      Елизавета убрала со всех государственных постов иностранцев, которых не любила и вернула из ссылки и приблизила к себе оставшихся в живых некоторых русских вельмож, пострадавших во времена Анны Иоанновны. Елизавета была крайне осторожна, сдержана и могла проходить между толкающими друг друга людьми, не толкая их.

      Главным предназначением, своим местом в жизни, Елизавета считала развлечение и создание "красоты вокруг себя". Во времена правления Елизаветы не было никаких громких государственных дел и масштабных преобразований. Тем не менее именно во время правления Елизаветы появился Московский Университет, была отменена смертная казнь за обычные уголовные преступления, были построены Царское Село, Зимний Дворец и Смольный монастырь.

      Своё отношение к изящным искусством она могла сформулировать, как "событие", праздник в жизни, а не "учёба в нравственности". Не отрицая необходимости театра в жизни, она бы резко выступила бы против того, чтобы театр использовался не как средство развлечения, а для высоких нравственных целей, поскольку просто не поняла бы этого. При таком подходе, изящные искусства становятся самоцелью, а не средством для чего-то ещё.

      Елизавета была страстной любительницей нарядов. Её гардероб был очень разнообразен и она часто меняла по несколько платьев в день. Во время пожара 1753 года во дворце императрицы сгорело четыре тысячи платьев, то опять такая любовь к внешнему блеску представляла собой самоцель. Она любила наряды просто за наряды, а не для того, чтобы, например, понравиться мужчинам...

      Для демонстрации принципиального отличия понятия "цель" и "самоцель" можно представить себе человека, который ищет грибы для того, чтобы набрать много грибов и другого, который будет праздновать каждый найденный гриб и будет очень расстроен, если его будут отрывать от "торжества найденного гриба".

      Императрица была суеверна: верила в колдовство, сглаз, чудеса, судьбу. Набожность у Елизаветы носила опять же самоцель аналогичную любви к нарядам. Она действительно посещала храмы и оставляла там богатые вклады. Она нередко предпринимала пешие походы "по святым местам", но такие походы больше походили на увеселительные путешествия, которые могли длиться не один месяц. Пройдя несколько километров в сопровождении блестящей свиты, она делала остановки. Тогда разбивали шатры, которые по убранству и удобствам не отличались от дворцовых.

      Ставя внешний блеск, как самоцель, Екатерина фактически определила внешний вид "имперского города Санкт-Петербурга", где впоследствии должно было произойти много исторических событий........

      Возвращаясь к национальной психологии и том, какое значение она имеет и как себя проявляет можно подвести черту. Боярыня Морозова, глубинно-русский человек в результате религиозных реформ "сверху" оказалась в роли, которая обычно предназначена для евреев, то есть идеологических изгоев общества. Евреи аналогично не приняли новое учение, которое было введено "сверху" и вполне устраивало власть имущих, вступая при этом в жёсткий конфликт с национальными еврейскими традициями. Само движение старообрядчества духовно оказалось таким образом, очень близко к иудейской национальной религии, не смотря на явные логические и идеологические различия.

      Патриарх Никон, типичный еврей, который не смог ужиться ни в одном русском коллективе, выступил как защитник классического русского православия, органически связанного со светской царской властью. В результтате он оказался автором мнгогих традиций современного Православия, включая и трое-пальцевый метод крещения.

      Елизавета Петровна, типичная "римлянка", то есть человек исповедывающий идеологию "хлеба и зрелищ", очень неплохо вписалась в русскую имперскую жизнь и оставила после себя много действительно уникальных произведений искусства. Очевидно, что при этом ей были совершенно безразличны и "глубинно-русские традиции" и "государственная религия". Её суеверия показывали типичного язычника.

Жёны Петра I. Евдокия Фёдоровна Лопухина и Екатерина I

      Рассматривая разницу между двумя жёнами Петра I, можно понять какая именно жена нужна для диктатора, который решил перевернуть наизнанку всю жизнь отдельно взятого государства. Неуёмная и бурлящая энергия Петра фактически определила кто может, а кто не может быть его женой, хотя как известно по любви не может жениться ни один король.

      Евдокию Фёдоровну Лопухину выдали за Петра I без его и её согласия, когда Петру было всего двадцать лет. Из общих соображений такой союз мог бы быть полезен из "общепринятых" в то время соображений, но окончился для неё трагически. Евдокия Фёдоровна Лопухина была женщиной тихой, патриархальной и очень "правильной". Эта неуёмная мягкость, правильность и доброта, скорее всего, доводили Петра просто до бешенства. В правилах Евдокии было создать для Петра надёжный тыл и поддержать стабильную семейную жизнь, но это то и он и не мог признать, поскольку ему нужно было признание и нравственная поддержка именно его энергии и активной жизненной позиции. Чем активнее и деятельнее становился Пётр, тем дальше он уходил от тихой и "правильной" Евдокии.

      Фактически, она, как женщина и вообще, как человек стала Петру совершенно не нужна и он просто посоветовал ей уйти в монастырь. Таким образом, он фактически уничтожил её жизнь. С одной стороны, она жена царя и царица, а с другой стороны никому не нужный и даже может быть опасный человек. Но, она, по-видимому, обладала таким безобидным и тихим характером, что ни один последующий царь или царица в России не рассматривали её, как серьёзную помеху для себя.

      Евдокия Фёдоровна в Суздальском монастыре вступила в связь со Степаном Глебовым, что показало, очевидно, что ничто связанное с царствованием и даже самим Петром, её совершенно не интересовало - она была простой женщиной, которая могла быть только женщиной. Тем не менее, очень важным фактом является то, что именно Евдокия Фёдоровна была последней истинно русской царицей на Руси. Возможно этот факт, который кидает тень на саму идею русского самодержавия привёл к тому, что у неё впоследствии было найдено много отрицательных качеств. Она оказалась и мелочной и злобной и в общем не тем человеком, который должен стоять рядом с "правильным" Петром.

      Последняя истинно русская царица, воспитанная на истинно русских патриархальных принципах принципиально не могла быть царицей на Руси и уступила место выходцам из Европы - немцам и шведам. Она просила Петра о милости, чтобы ей "безгодной смертью не умереть", то есть фактически винила сама себя в измене муж". В течение всей своей оставшейся жизни, Евдокия переходила из одного монастыря в другой и умерла тихо и безвестно.

      О происхождении Марты Рабе неизвестно ничего и правильнее сказать, что достоверно неизвестно даже какой она национальности и из какой страны. Вначале её взял в услужение фельдмаршал Шереметьев. От него её выпросил Меньшиков, а у него её увидел Пётр. Но, по-видимому, характер этой женщины настолько идеально подходил для Петра, что их союз стал совершенно неизбежен.

      В советское время таких женщин называли "интердевочками". Познакомившись с богатым иностранцем, такие женщины могли действительно стать для них большой помощью в деле, особенно если такие иностранцы занимались коммерцией в бывшем СССР. При этом интердевочка может совершенно честно внушить себе и своему избраннику, что действительно его любит и может последовать за ним на край света, особенно если этот "край" находится на Западе.

      Вначале долгое время она жила с Петром в гражданском браке, после он официально с ней обвенчался, а в последствии провозгласил её Императрицей Всея Руси. До официальной свадьбы в 1712 году она успела родить ему троих дочерей, Екатерину, Анну и Елизавету. У Екатерины был характер, который и должен быть у боевой подруги диктатора. Она никогда не лезла в его дела, тем не менее, нередко сопровождала его в походах и могла мужественно переносить бездорожье, непогоду и все неудобства бивачной жизни. Она отличалась большой физической силой и крепким здоровьем. Ей было свойственно также и мужское хладнокровие, она никогда не теряла присутствия духа. Это же хладнокровие помогало Екатерине умерять необузданный гнев царя, когда тот принимался избивать провинившихся советников. Пётр взял себе в любовницы женщину неизвестного происхождения, жил с ней 9 лет в гражданском браке и только после этого официально женился на ней, что доказывает, что он действительно её любил.

      Екатерина же была полностью поглощена своим мужем и полностью зависела от него не только материально, но и духовно. Её муж представлял собой тот самый стержень в жизни вокруг которого, она постоянно вращалась. При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого человека, у которого она была спутницей. Вместе с этим её очень мало волновали дела мужа, она фактически была "деятельной бездельницей".

      Её реальный характер смог проявиться только после смерти своего мужа. Когда закончился траур по умершему Петру, Екатерина устроила себе нескончаемый праздник. Балы, маскарады, поездки по Неве с пальбой из пушек, смотры полков, спуск на воду галер. Меньшиков часто часами ждал её пробуждения после очередного веселья, чтобы заняться какими-нибудь государственными делами.

      Французский посол Кампредон в своих донесениях писал, что царица предаётся удовольствиям до такой степени и с такими излишествами, что это отзывается на её здоровье. Оставшись без своего стержня, оказалось что у неё в жизни нет никаких "своих" целей и она умерла фактически от безделья и неспособности найти себе в жизни применения. Она не умела ничего кроме того, чтобы быть боевой подругой у Петра или веселиться. И она веселилась два года до своей смерти, которая произошла в 1727 году.


© Амерзон Тимирзяев "Старая Индийская Защита"       Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru