Иван Бунин. Что такое реализм русской жизни?
Дебют Новейший Завет История Избранная Страна Пророки Присказка Альфа Зеи Форум


Иван Бунин. Фотография 1933 год.
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;

      М. Ю. Лермонтов "Родина"

      Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и -- запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, -- непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге.

      Иван Бунин "Антоновские яблоки"


Двенадцать апостолов Новейшего Завета

      Если Русская Классическая Литература представляет собой Новейший Завет, который был написан в сознательно избранной и искусственно для этой цели созданной стране, то, очевидно, что информация, которая содержится и передаётся в этой литературе не имеет прямого отношения к "русской реальности".

      Если вся действительность, на фоне которой происходят все события Новейшего Завета фактически представляет собой виртуальную реальность, которая наиболее удобно подходит для выполнения конкретной задачи, то очевидно необходимо задаться вопросом, о том, а что же представляет собой сама русская реальность, которая находится вне рамок и задач Новейшего Завета.

      Если Новейший Завет представит в виде танка, боевого орудия, которое имеет вполне конкретные задачи и не имеет прямого отношения к чистоте окружающего воздуха, то, наверное, нужно предусмотреть возможность открыть люк у танка и просто подышать свежим и чистым воздухом, который находится вокруг этого танка. В любом случае, при наличии некого Изделия идеологического и гуманитарного плана необходимо иметь базовые опорные точки, чтобы даже в случае того, что основная идея находится на фоне виртуальной реальности, настоящая живая реальность должна также присутствовать хотя бы для реферативных целей.

      Что представляет собой "реальная русская жизнь"? Как эта жизнь может выглядеть лицом к лицу, причём и на уровне "простого народа" и на уровне "правящей верхушки"? Если "антоновские яблоки" - это иносказательный символ, то как в действительности пахнут настоящие антоновские яблоки?

      Примерами писателей, которые видят русскую действительность из открытого люка, с поднятым забралом и без противогаза - это Иван Бунин и Валентин Пикуль. При этом Иван Бунин рассматривает жизнь России "снизу", а Валентин Пикуль пишет исторические книги, которые наиболее объективно рассматривают жизнь России "сверху".

      Если в процессе создания какого-либо произведения присутствует некая "идеология общества", то, очевидно, что действительность, преломляясь под углом этой идеологии становится искажена. Так, если взять, например исторические книги Солженицына, то поскольку он уделяет большое значение идеологии русского Православия, то действительность, которую рисует Солженицын, оказывается "окрашенной" в некий особый оттенок. Совершенно аналогично, книги Герцена, который был очень неравнодушен к идеям коммунизма и социал-демократии также оказываются немного "подкрашенными". Что такое "окраска литературного произведения" проще всего можно наблюдать на примере предисловий к произведениям русских писателей, написанных во времена коммунистической диктатуры в России и сравнить эти предисловия с тем, что писали до революции и после падения СССР.

      Таким образом, реальный запах реальных антоновских яблок может передать только человек, который не обладает никакой особенной идеологией. Так, жизнь России "снизу" Иван Бунин показывает совершенно чисто. Валентин Пикуль, который вообще-то был сторонником, пусть не очень рьяным коммунистической идеологии мог наиболее объективно рассматривать историю царской России. Очевидно, что эта история совершенно не пересекается с коммунизмом, а значит самое главное - это то, что Пикуль не выступает "За Русь, Царя и Веру", а поэтому может наиболее объективно рассмотреть и Русь и Царя и Веру.

      Лёжа на гумне в омёте, долго читал - и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! И так изо дня в день, с самого детства! Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пеласгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой.

      И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их? Как определить степень их влияния на меня?

      Зачем выдумывать? Зачем героини и герои? Зачем роман, повесть с завязкой и развязкой?... И всегда мука - вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твоё и единственно настоящее, требующее наиболее законного выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!

      Иван Бунин. "Книга". 20 августа 1924 года.


© Амерзон Тимирзяев "Старая Индийская Защита"       Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru