Д. Лондон. "Мартин Иден". Критика общественных ценностей
Дебют Новейший Завет История Избранная Страна Пророки Присказка Альфа Зеи Форум


Художник Бродский. "С Лениным - вперёд!"
      Вниз, вниз, ноги и руки уже устали, и он еле плывёт. Конечно, он уже глубоко. От давления на барабанные перепонки боль и шумит в голове. Пузырьки воздуха, летучими шариками устремились вверх, ударились о щёки, о глаза, скользили по ним. Потом пришла боль, его душило. Это страдание не смерть, билась мысль в меркнущем сознании. Смерть не страдание. Это страшное удушье - жизнь, муки жизни, это последний удар, который наносит ему жизнь. Упрямые руки и ноги слабо, судорожно задвигались, забили по воде. Краски и отсветы играют вокруг, омывают его, переполняют.

     

      Долгий гулкий грохот, и Мартину кажется, он катится вниз по громадной, нескончаемой лестнице. И вот он где-то внизу, рухнул во тьму. Это он ещё понял. Рухнул во тьму. И в миг, когда осознал это, сознание оборвалось.

      Джек Лондон "Мартин Иден"


Джек Лондон. Американская мечта глазами Цыгана

Критика идеалов Коммунистического Рая

      С концептуальной точки зрения различий между идеалами Коммунистического Рая и "Американской мечты" не так уж и много. Обе идеологии являются принципиально материальными, то есть возносящими материальные ценности выше "духовных", поскольку материя оказывается первичной по отношению ко всем проявлениям "сознания". Коммунистическая идеология выражает свою идею в виде сюрреалистического представления о псевдо-науке о "классовой борьбе". Идеалом для коммунистической идеологии является некое фантастическое общество "всеобщего благоденствия", где каждый обладает таким большим количеством денег, что фактически само понятие о деньгах теряет смысл. Для того чтобы ускорить приход этого безденежного общества коммунисты предлагают установить государственный монополизм на средства производства.

      Американская мечта, наоборот открывает полный простор для индивидуального предпринимательства и не сдерживает вполне естественное желание человека быть богатым и не испытывать никакой материальной нужды. При этом "американская мечта" оказывается более последовательным материализмом, чем коммунизм, поскольку вместо фиктивных материальных богов, такая мечта почитает одного единственного абстрактного бога материальных ценностей - Доллар. Оказывается, что коммунистическая диктатура не смотря на формальный запрет частного предпринимательства на самом деле очень мало по существу отличается от "американской мечты".

      Джек Лондон был по убеждениям материалистом и сторонником социализма и поэтому его критика "американской мечты" и идей коммунизма может быть рассмотрена самой объективной. Его автобиографическое произведение Мартин Иден очень ясно показывает, что состояние полного материального достатка, без каких либо других ценностей равносильна смерти. Это доказывает общую несостоятельность чистого материализма и является наблюдением в поддержку дуализма материи и сознания.

      Предположим, что действительно счастье заключается в том и только в том, что счастье достигается после того, как будет приобретена "белая машина", свой большой дом и создана семья с детьми и нет никакого недостатка в денег. Достаточное условие является принципиальным. С точки зрения человека, у которого такого "счастья" нет, всё может казаться очень логичным. Это также ещё усиливаться тем, что люди никогда не могут достигнуть "полного достатка", поскольку всегда есть кто-то, кто богаче и поэтому простора для материального развития более чем достаточно.

      Но представим себе, что человек смог достичь всего, чего он физически может достичь и больше ничего он сделать не в состоянии. У него есть белая машина, куча денег, семья. Означает ли это, что при этом он автоматически становится счастливым? Если хорошо подумать об этом, то оказывается, что такое состояние равносильно смерти и самоубийства избежать оказывается очень трудно. Герой книги Джека Лондона, Мартин Иден в результате фактического достижения одного из вариантов "американской мечты" избежать сознательного самоубийства не в состоянии.

      В процессе его стремления к финансовому достатку, он имел цель в жизни. После того, как цель его жизни оказалась достигнутой, он потерял всякий интерес к самой жизни.

А Мечта, не снижая полета,
До заветной до цели достала
И достав, воплотилась во что-то,
Но мечтой уже быть перестала.

      Андрей Макаревич "Три сестры".

      Если идея материального благополучия является "достаточной" для "счастья", то мы приходим к общему противоречию. Материальное благополучие не может быть достаточным для достижения счастья. Это говорит, что кроме материальных идеалов должны быть ещё какие-то идеалы, которые не имеют никакого отношения к материи, что означает, что философия чистого материализма нестоятельна. Это говорит о том, что "Американская мечта", как и идея "Коммунизма" - это путь к смерти. Это ещё раз подчёркивает аналогию между Христианским "Царством Небесным" и коммунистическим раем. Аналогично тому, что "Царство Небесное" - это состояние смерти, так и коммунистический рай и "Американская мечта" после своего достижения оказывается аналогом смерти.

      Таким образом, не смотря на интуитивную справедливость идеологии "американской мечты", она не может быть целью и отдельного человека и всего общества в целом. Это доказывает несостоятельность и Научного Коммунизма и идеологии американского общества и прелестей "Небесного Царства". Но, доказывая несостоятельность материальной мечты, книга Мартин Иден утверждает, что могут существовать какие-то ценности, которые не могут быть вполне внеобщественными, но при этом составлять реальную цель жизни, то есть не зависеть от того, какую цель жизни навязывает человеку общество.

Критика критерия "общественных ценностей"

      Коммунизм, как и "американская мечта" являются ценностями, которые существуют в условиях того, что человек является частью общества, ценности которого он уважает. Разные общества могут по-разному оценивать один и тот же артефакт. Аналогично одно и то же общество в разное время может также очень по разному ценить одно и то же. Для примера можно привести судьбу Максима Горького и его книг в России. Во времена Коммунистической диктатуры, именем Горького были названы и центральная улица в Москве и город на Волге. После падения СССР, и улица и город были переименованы, а полное собрание Горького можно купить в букинистическом магазине за 100 рублей (≈ 3$).

      Если ценность одного и того же так сильно зависит от текущего настроения общества, то немедленно встаёт вопрос об "объективных ценностях", которые не зависят от критериев общества. Это также доказывает полную несостоятельность всех общественных критериев для оценки произведений искусства и идеологии "общественным мнением".

      Мартин Иден с самого начала считает себя частью общества и вполне доверительно относится к критериям литературного творчества, которое ему предлагает общество. Он также верит, что общество может адекватно относиться к "истинным ценностям. Мартин верит, что девушка, которую он боготворит, оценивает его по его истинным ценностям. Тем не менее, если общество измеряет всё в цену доллара, то оказывается, что то, как писателя оценивает общество, не имеет никакого отношения к тому, что он представляет собой "на самом деле".

      После того, как он внезапно становится фантастически богатым, все начинают оценивать его значительно выше, а это означает полную несостоятельность общественной оценки. Поскольку Мартин Иден считает себя частью общества и уважает его мнение, что после такого разочарования в этом обществе, он вынужден кончить жизнь самоубийством. Ценность его книг оказывается зависящей от каких-то ничтожных фактов и отношение к нему его любимой девушки оценивается не его талантом, а том сколько у него в кармане денег. Очевидно, что человек, который разочаровывается в основных жизненных идеалах, не может продолжать дальше жизнь.

      С одной стороны, история Мартина Идена ясно показывает, что общественное мнение не способно объективно оценивать произведения искусства, поскольку всё оценивает в мере общего "имиджа", которое производит искусство на общество и, следовательно, по какой цене можно продать это произведение искусства. многие книги, которые пользовались спросом во времена СССР, сегодня валяются на свалке, а пустыми книгами Фэнтэзи самого низкого качества и литературной ценности завалены все книжные магазины.

Подросток Достоевского и Мартин Иден. Можно ли избежать самоубийства?

      Отрицая и "американскую мечту" и "общественные ценности" необходимо понять, может ли каким-то образом Мартин Иден избежать самоубийства? Что могло бы вернуть его к жизни? Существует довольно похожий персонаж в литературе. Это Аркадий Долгорукий в книге Достоевского "Подросток". Он также желает стать очень богатым, как и Мартин Иден и также очень хорошо понимает, что от количества денег в кармане зависит то, какое место занимает человек в обществе и с каким весом рассматриваются идеи и мысли этого человека.

      Тем не менее, самоубийство Аркадию совершенно не грозит. И это обусловлено тем, что он терпеть не может общество, которое его окружает со всеми его ценностями. Он говорит, что если после того, как станет Ротшильдом, отдаст сразу все деньги то есть плюнет ими в лицо общества, то станет в два раза богаче. Деньги Аркадию нужны только для материальной и духовной независимости от общества и его фиктивных ценностей.

      Он должен вступить в контакт с обществом для того, чтобы заработать достаточно денег для того, чтобы стать независимым от этого общества. В отличие от Мартина Идена, он с самого начала ясно ставит себя вне общества, как принципиально враждебный обществу человек. Аркадий никогда не будет с обществом и никогда не примет фиктивных ценностей этого общества, а поэтому у него нет никаких причин для самоубийства при достижении своей мечты о фантастическом обогащении. Аркадию нужен контакт с обществом и его материальные ценности только для того, чтобы плюнуть этому обществу в лицо.

      Мартин Иден при достижении финансового благополучия желал получить какое-то особое положение "в обществе", но поскольку он разочаровывается в этом обществе, то вынужден убить себя. Аркадий с самого начала не имеет никаких предрассудков по отношению к обществу и поэтому его материальное благополучие полностью отделяет его от общества и делает его совершенно независимым. При этом, очевидно, что получив материальную независимость, Аркадий может посвятить себя чему-то, что не имеет никакого отношения к его положению в обществе и любым материальным категориям.


© Амерзон Тимирзяев "Старая Индийская Защита"       Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru