Почему на картинах Левитана не было людей?
Дебют Новейший Завет История Избранная Страна Пророки Присказка Альфа Зеи Форум


Исаак Левитан "Осенний день. Сокол_Ники"
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

      Сергей Есенин 28 ноября 1925 года

Пророки и пророческие произведения Новейшего Завета

      Левитан был совершенно необычным художником. Всё его творчество было посвящено теме отражения "внутренней духовности" красками Природы. Очевидно, что внутренний мир человека отражается в его делах, поступках, в истории, даже в его внешнем виде, но человек живёт "в Природе" и Природа также может отражать такие же настроения, которые свойственны людям. Можно даже сказать, что человек учится у Природы духовности, когда его внутреннее настроение оказывается в унисон с настроением Природы. Левитан так сказал однажды своей подруге Софье Павловне Кувшинкиной:

      -- В природе, -- вдруг ответил он собственным мыслям, -- больше всего меня поражает великая, живая, я это чувствую, почти таинственная мудрость, бесконечная красота всего, потрясающие законы соотношения частей. Природа не терпит ничего безобразного. И его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мертвого, все дышит, живет, понимает. Оно волнуется в бурю, зябнет в снегу, задумалось сейчас спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз. Оно прилегло, как и мы... Сокровенная большая жизнь...

      Можно ли, рисуя только Природу и посвящая своё творчество только ей, отобразить человеческую душу? Своим творчеством Исаак Левитан доказал, что это вполне возможно. Природа на полотнах Левитана - это живой человек, который переживает, грустит, радуется и это можно вполне ясно ощутить на его картинах. Очень близким по духу и настроению к Левитану является поэт Сергей Есенин. Если задаться вопросом, а можно ли взглянуть на Природу такими глазами, которыми на неё глядел Сергей Есенин, то наиболее близким к нему художником будет без сомнения Исаак Левитан.

      В соответствии с проектом Старая Индийская Защита, Ф.М. Достоевский является психоаналитиком "Главного героя" Новейшего Завета. Левитан вполне ясно иллюстрирует настроение вполне конкретного персонажа, Сергея Есенина. Между Сергеем Есениным и Исааком Левитаном существует некая фантастическая, космическая связь. Как известно, основные свои впечатления о русской Природе в её самом чистом виде, Сергей Есенин почерпнул в Рязанской области и в особенности в Мещёрском крае. Одни из самых светлых лет своей жизни, Сергей провёл в церковно-приходском училище в городе Спас-Клепики, где вместо того чтобы выучиться на учителя, научился ненавидеть всю религию и где он написал свои первые стихи.

      Левитан никогда не был в Мещёре и ни одна из его картин не связана непосредственно с Мещерой. Есенину было 5 лет, когда Левитан умер. Тем, не менее, существует одна удивительная картина, которая обозначает некую связь между ними. Самой известной картиной Левитана, которая принесла ему максимальную известность является картина "Над вечным покоем". многие пытались выяснить, а где именно находится это место? Что это за церковь, что это за озеро или река? Отвечая на эти вопросы, уже после смерти Левитана, Кувшинкина говорила, что это находится где-то под Вышнем Волочком, на озере Удомль. Тем не менее, никаких реальных подтверждений этому нет. Никто не видел ни этого острова, ни этой церкви, ни этой картины.

      Возвратимся, к Сергею Есенину и Спас-Клепикам. В нескольких километрах от этого города находится очень много живописных озёр и очень красивая река Пра. несомненно, Есенин очень много раз бывал там и для него эта природа являлось вполне "своей родной". Если взять карту Тверской области и очень внимательно изучить взаимное расположение рек и озёр, но найти что-то близко напоминающее то, что изобразил Левитан на картине "Над вечным покоем" не удастся, но взглянем на карту Московской или Рязанской области.

      Вблизи Спас-Клепиков, находится несколько озёр, которые ещё называют "Великие мещёрские озёра". Три озера, оз. Дубовое, оз. Святое, оз. Шагара образуют треугольник, в центре которого находится длинный мыс, на самом конце, которого расположено "урочище Ялмонть". Недалеко от этого урочища, находится небольшая деревушка Дрошино. На месте "урочища Ялмонть" раньше находилась церковь Никольская-Ялмонть и было небольшое поселение монахов. От монашеских домов сохранились остатки фундаментов, но теперь здесь никто не живёт, территория принадлежит мещёрскому заповеднику. От церкви остались только полуразрушенные стены. Единственное, что есть ещё живого в этом урочище - это действующее кладбище, прямо рядом с церковью.

      Прямо перед церковью, напротив мыса, находится несколько островов, которые закрывают озеро Дубовое, если стоять прямо на краю этого мыса. Картину, которую нарисовал Левитан можно отчётливо увидеть на местности только если подняться на самолёте или вертолёте на достаточную высоту. Если внимательно посмотреть на картину Левитана, то она как раз написана так, что точка зрения художника находится высоко над землёй, в воздухе. На карте Московской или Рязанской области, напротив ситуация вида немедленно. Все главные элементы картины Левитана вполне на месте. Церковь, кладбище, расположение трёх озёр, несколько небольших островов, всё находится в хорошем соответствии с реальностью.

      Корреляция между картиной художника и местностью вблизи города Спас-Клепики чисто механическая, это не может иметь никакого отношения ни к какому настроению. Полностью совпадают контуры берегов, расположение церкви, кладбище. Эту корреляцию невозможно увидеть стоя на мысе, это возможно только с помощью карты. Но на территории Средней Руси не существует ни одного другого места, которое бы с такой точностью повторяло то, что нарисовал Левитан.

      Настроение очень большого озера или реки, уходящих за горизонт, Левитан вполне мог найти на Волге или вблизи Вышнего Волочка. Внешний вид церкви он скопировал по той церкви, которую нашёл в Плёсе. Но общее расположение всего, это он, возможно, увидел в каком то "вещем сне" и нему лично это По-видимому, никакого отношения не имеет. С какой-то точки зрения ситуация с этой самой картиной "Над вечным покоем" может символизировать главную идею, которая лежит в основе всего проекта "Старая Индийская Защита". Общее настроение и отдельные части, писатель или художник привнёс от себя, но самое общее расположение всех частей проекта, которое соединяет всё вместе в одну картину, является тем, что писателю или художнику отнюдь не принадлежит.

      В этом отношении проект "Старая Индийская Защита" находится в положении того человека, который открыл карту и увидел такую корреляцию. Каждое отдельное произведение писателя Новейшего Завета не принадлежит проекту, оно совершенно самостоятельно и независимо. Проект лишь замечает и обозначает те самые корреляции самого высокого порядка, которые не имеют никакого отношения к творчеству отдельных писателей. Если каждый писатель таскает кирпичи для строительства картин на плато Наска в Южном Перу, то проект Старая Индийская Защита, не концентрируется на природе и составе отдельных камней, он поднимается на самолёте и пытается рассмотреть, что же именно построили строители все вместе?

      Почему в стихах Сергея Есенина почти не было людей? Если они появляются, то очень схематически, для обозначения концепций, а не для отражения их внутренней сути. Настроение и духовный настрой в стихах Есенина отражает именно чистая Природа. Для Левитана, человек слишком несовершенен, чтобы отразить "чистое настроение". Его личный душевный настрой значительно более точно он мог отразить красками Природы, нежели картинами из быта людей. Особую остроту его картин и исключительно плотный эмоциональный настрой создаёт его хроническая, почти параноидальная депрессия и хандра, которая привела Левитана к трём неудачным самоубийствам и, в конце концов, загубила его здоровье.

      Настроение постоянной неудовлетворённости, внутренней и внешней нестабильности жизни, невозможности прийти к "нормальной жизни", бездомность, отсутствие реального друга в лице женщины являются прямыми параллелями между Левитаном и Есениным. Тут сразу нужно вспомнить, что Есенин, если не был антисемитом, то иногда позволял себе некоторые "вольности". Так, после того, как какой-то еврей назвал Сергея "мужиком", то тот в ответ назвал еврея "жидовской мордой", после чего учинил очередной скандал. Исаак Левитан был еврей и по крови и по убеждениям. Он никогда не крестился и что интересно относился к Христианству так же прохладно, но с той же симпатией, как и Есенин.

      Тут, правда, нужно вспомнить, что Есенин в соответствии с проектом Старая Индийская Защита был ни кто иной, как основатель еврейства, Моисей. Что касается Левитана, то кем мог быть в прошлом он? Самым известным художником, который явился символом Христианства, был без сомнения Андрей Рублёв. С его именем связано создание многих произведений искусства, которые почитаются на Руси, как святыни. Если предположим, такой художник рождается снова, то, наверное, если он умеет рисовать, то должен очень любить Россию, её веру, культуру и Природу.

      Если гениальный православный художник рождается евреем, то его "несметные сокровища" православной веры оказываются среди еврейского сообщества с верованиями и традициями еврейского народа. Если при этом он рождается в России, где антисемитизм признан чуть ли государственным мировоззрением то, очевидно, такой конфликт Русской народности и еврейской физической национальности, несомненно, должно привести к совершенно уникальным последствиям.

      Кажется вполне реальным, что Андрей Рублёв и Исаак Левитан - это один и тот же человек. Это предположение, немедленно объясняет то, почему на его картинах не было людей и почему они проникнуты такой безысходной тоской. Он оказывается "свой среди чужих, чужой среди своих". В среде еврейских священников он, несомненно, чужой, но в России, которая почитает его иконы, как национальные святыни он жид, то есть человек второго сорта и вполне естественно, что его положение очень печально. Самое главное - это страшный душевный внутренний конфликт между состоянием его внутренней культуры и отношением к нему, как к жиду, еврею, врагу и противнику Великой Империи. Ни один из русских художников не смог бы так передать русскую природу, как Андрей Рублёв.

      Когда Левитан проводил лето в Плёсе, то с ним был такой примечательный случай. На краю села находилась очень древняя церковь, которая была забита и по старости в ней уже давно не проводили службы. Левитан попросил местного дьячка открыть эту церковь. Замок так заржавел, что даже масло, которое принес Левитан не помогло. Замок просто рассыпался. Священник провёл службу в старой церкви под потемневшими иконами и старинными даже для конца XIX века образами. На службу пришли несколько старых женщин, которые услышали звон из заброшенной звонницы, которого они не слышали десятки лет. Оказалось, что эти женщины в стародавние времена выходили в этой церкви замуж.

      Священник был очень удивлён, на еврея, который так настойчиво требовал проведения службы в заброшенной церкви, который во время этой службы ни разу не перекрестился, то, тем не менее, поставил кучу свечек под иконостасами. Внешний вид этой стариной заброшенной церкви, Левитан как раз и отразил на картине "Над вечным покоем". Такие церкви строили повсюду на Руси в такие стародавние времена, когда творил Андрей Рублёв и Феофан Грек, а, следовательно, на чисто ассоциативным уровне в этой ситуации, Андрей Рублёв на некоторое время вернулся в своё "прошлое" и смог опять почувствовать настроение того далёкого XIII века, когда он расписывал храмы по всей Руси, включая и Троицко-Сергиеву лавру.

      Самым близким человеком по духу, в жизни Левитана, оказалась Софья Петровна Кувшинкина. В соответствии с гипотезой проекта Старая Индийская Защита, Софья Петровна в прошлом была тем самым мужем Ксении Петербургской, после смерти которого, Ксения сошла с ума. Её очень твёрдый и уверенный характер, позволили Левитану на некоторое время найти некоторую стабильность в своей жизни. Но, это был тупиковый путь. Кувшинкина была замужем и как любовник, Левитан был для неё простым развлечением. Она была на десять лет старше Левитана и между ними никогда не было вопроса о постоянном замужестве. Тем не менее, если бы Левитан не встретил Кувшинкину, то, может быть, не создал бы своих самых известных и выдающихся картин.

      Хроническая внутренняя неуравновешенность требовала, чтобы вблизи с Левитаном был человек сильного характера, который мог бы на чисто духовном уровне подержать художника. Таким человеком был Антон Павлович Чехов, человек, который всю жизнь очень уверенно стоял на ногах и, наверное, если бы не он, то Левитан бы всё-таки покончил жизнь самоубийством. Связь А.П. Чехов - Исаак Левитан можено сравнить с аналогичной парой Ришелье-Людовик XIII. Вначале Левитан хотел повеситься в свой "английский период", то есть когда жил в отеле "Англия" на Тверской улице. Второй раз, он хотел застрелиться, когда остался совершенно один в Подмосковье. В третий раз, он хотел застрелиться через несколько месяцев после того, как разошёлся с Кувшинкиной.

      Интересно, что Антон Павлович Чехов серьёзно переживал "измену" Левитана его идеалам, когда тот связался с замужней Кувшинкиной. Этому был посвящен его рассказ "Попрыгунья". После третьей неудачной попытки самоубийства, когда Чехов приезжал, как врач обследовать Левитана, то бросил ему на пол убитую чайку и по видимому, этот эпизод вдохновил Чехова на написание его "Чайки".

      Если посмотреть, в общем, на творчество Есенина и Левитана, то окажется, что они служат одной и той же идее - отражение "настроения человека" красками Природы. Отсюда можно перейти к более общему концептуальному вопросу о том по каким принципам вообще был построен наш мир. Как так могло случиться, что Природа, то есть, в сущности, объективная реальность, не зависящая от сознания человека, состоящая из нейтронов, протонов, электронов и различных полей смогла так всё соединить в одно целое, что это может отражать внутреннее состояние души человека. Может быть, Природа как раз и была придумана для того, чтобы человек мог чувствовать себя в гармонии с этой Природой для того, чтобы развивать самого себя. Человек и Природа в этом случае составляют единое целое, они созданы друг для друга, являются частью одной большой системы, каждый элемент которой неразрывно связан со всеми другими.

© Амерзон Тимирзяев "Старая Индийская Защита"       Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru