Из жизни основателей и духовных вдохновителей марксизма
Дебют Новейший Завет История Избранная Страна Пророки Присказка Альфа Зеи Форум
Генрих Гейне Генрих Гейне Н.Г. Чернышевский Н. Чернышевский Карл Генрих Маркс Карл Маркс Фридрих Энгельс Фридрих Энгельс Вильгельм Карлович Кюхельбекер В.К. Кюхельбекер
Булат Окуджава Булат Окуджава Александр Галич Александр Галич Юрий Визбор Юрий Визбор Сергей Никитин Сергей Никитин Александр Розенбаум А. Розенбаум


Идея монотеизма и Россия. Корреляция истории развития

Несколько слов по поводу природы авторской песни

      Представленная корреляция носит "глобальный характер". Это означает, что каждое отдельное соответствие не представляет особенной силы и только если посмотреть на всю картину в целом, то начинает проступать вполне конкретная картина. Течение "авторской" или "бардовской" песни стоит совершенно отдельно и обозначено от всех других видов творчества. "Авторская песня" могла функционировать только во времена "развитого социализма" и после восстановления власти денег немедленно приказала долго жить.

      Интересно, что выступления каких-то отдельных "динозавров", оставшихся с того времени кажутся иногда даже смешными в совершенном мире, где всё измеряется в чистой монете. В чём дело? Почему песни исполнителей имели такой вес три десятка лет назад, устраивались многочисленные слёты "клуба самодеятельной песни", которые собирали довольно широкий круг в основном достаточно молодых людей, а сегодня на концерты песен под гитару ходят люди "среднего" и старшего возраста. Оказывается, что интерес к самодеятельной песне возник и остался во вполне конкретной среде. Интерес к бардовской песне практически совершенно не присутствует в "предыдущем" и "последующем" поколениях. К такому "кругу" относятся люди, которые родились после Второй Мировой Войны, которые не знали ни революции, ни войны ни власти доллара.

      Если представить себе, в каком мире жили эти люди, то, возможно, этот мир наиболее близко подходил по духу к самым светлым идеалам, о которых мечтали идеологи и духовные вдохновители марксизма. Идеальный мир Веры Павловны, описанный в книге Чернышевского "Что делать" и к какому идеалу стремился Ленин был создан в полном объёме и насколько это вообще возможно, не смотря на то каким образом и какими жертвами это было достигнуто. Идеальный мир "без денег" и "без идеи наживы", как главного смысла жизни был имплементирован с использованием огромной машины государственного аппарата, который взял на себя все "грязные" функции обращения с деньгами. Таким образом, человек, который родился и жил в это время мог совершенно свободно развивать свой внутренний мир, совершенно не думая о том, как ему нужно зарабатывать деньги "на жизнь".

      Такое аномальное развитие общества привело к тому, что именно в во времена социализма, уровень учёных и представителей искусства достиг своего высшего уровня. Оказывается, что практически любой действительно выдающийся учёный "советского" периода ценится очень высоко, например, в университетских кругах США, чего нельзя сказать о тех, кто родился немного позже. Такое отношение к "советским" ученым, очевидно, не имеет ничего общего с тем, какой социальный статус имели эти учёные в своей стране. Так, многие "учёные по блату", приехав в США, надеясь на аналогичный статус в этой стране, спились и опустились до такого состояния, что с трясущимися руками могли перегрызть друг другу глотки за один доллар на Брайтон-бич.

      Аномальное развитие научного и творческого уровня было исключительно "неофициальным", то есть это не имело никакого отношения к "официальной культуре" и только косвенное отношение к "официальной науке". После фазового перехода страны на новые финансовые рельсы, наука оказалась совершенно уничтоженной, те, кто не смогли уехать за границу сменили род занятий. Андрей Макаревич и Александр Розенбаум, которые смогли стать в самой высшей степени известными в конце семидесятых в первой половине восьмидесятых, после начала "перестройки" полностью потеряли способность к нормальной творческой деятельности и фактически продолжили жить "на прошлых победах".

      Оказалось, что развитие общества по принципам марксизма оказало самое плодотворное развитие на совершенно свободное и оптимальное развитие личности, без влияния всяческих религий, философий, культа материальных ценностей и прочих заблуждений, которые придумало себе человечество за всю историю своего развития. Интересно, что главной идеей, ради которой вообще было создано такое государство "лицевой стороной" - это экономическая выгода. Рабочие и крестьяне, которые скандировали в 1917 году "Мир народам, земля крестьянам" и "Мы наш, мы новый мир построим", думали, прежде всего, о личной экономической выгоде "нового мира". На самом деле, всё оказалось совершенно иначе.

      В связи с высшей степенью неэффективности централизованного хозяйства, в таком "новом" обществе, вся средняя и мелкая экономика оказалась совершенно недоразвитой. Основные механизмы для развития экономики общества, а именно материальная обратная связь в экспоненциальном развитии индивидуального предпринимательства были устранены. Вместе с возможностью совершенно свободно индивидуально развиваться, экономика могла развиваться только "по указке сверху". В результате государственная, то есть очень крупная экономика оказалась развита аномально, ядерная, ракетная энергетическая промышленности оказались развиты очень эффективно. С другой стороны, развитие мелкой и средней промышленности оказалось в зачаточном состоянии.

      Оказалось, что главное преимущество общества, живущего по принципам "марксизма", это не экономическое, а исключительно духовное. То, насколько "советское" общество было "духовнее" можно судить по тому, к какому упадку пришла культура поле возвращения общества "обратно". Суеверия, религиозный догматизм, национальная неприязнь, шовинизм и всеобщее подчинение законам доллара", объективно показали, что, не смотря на экономическую несостоятельность теории Маркса, это общество, тем не менее, является более продвинутым в области нравственного развития. Из этого, можно сделать вывод, если каким-то образом решить проблему с экономическим развитием, то принципы по которым жили люди в "советский период" в СССР могут создать общество, в котором может быть осуществлено наиболее быстрое нравственное развитие личности.

      Нужно вспомнить, что первое монотеистическое учение, Пятикнижие Моисея, было создано как раз людьми, которые оказались в тех же условиях, что и то поколение, которое было главным последователем бардовской песни. Поскольку Эхнатон порубил всех богов и создал одного фиктивного бога, самого себя, то поколение, которое родилось и выросло на идеологии "города Солнца" смогло взглянуть на объективную реальность без всяких предрассудков и без влияния любых богов и общественных организаций Египетской Империи. С другой стороны, многочисленные литературные источники, созданные в Египте, которые носили исключительно светский характер могли служить надёжной основой для создания первого монотеистического "святого писания".

      Идеология "бардовской" песни "по духу" вполне соответствовала духу марксизма, который резко выступал против власти денег и возносил чисто духовное развитие без присутствия богов. В соответствии с гипотезой о реинкарнации проекта Старая Индийская Защита, можно предположить, что именно главные вдохновители и теоретики марксизма смогли в полной мере проявить себя в том самом обществе, с подачи которых оно и было построено. Исходя из этой общей концепции можно попытаться создать корреляцию между самыми известными бардами и теоретиками марксизма.

Генрих Гейне - Булат Окуджава

      При попытке совершить самоубийство, Максим Горький написал в предсмертной записке: "В моей смерти прошу обвинить немецкого поэта Гейне, выдумавшего зубную боль в сердце". Какой бард мог бы выдумать такую "боль", чтобы из-за этого можно было бы покончить жизнь самоубийством? Очевидно, это только Булат Окуджава. Этот самый романтичный и уникальный поэт стал главным идолом всего бардовского движения и оказал очень большое влияние на то, что Владимир Высоцкий тоже стал писал песни. Генрих Гейне - был другом Карла Маркса, который смог наполнить его душу той самой музыкой, которую после этого Карл Маркс вылил в своих сухих теориях.

      Необходимо, правда, вспомнить, что та самая "зубная боль", которую выдумал Генрих Гейне была вызвана тем, что он был еврей и мог испытывать на себе во всей полноте влияние антисемитизма. С другой стороны из-за своих еврейских корней, он оказался вне влияния любых вариантов Христианства, а, следовательно, его творчество было очень независимым от многих общественных стереотипов. То же самое можно сказать и про Маркса, хотя он испытывал на себе влияние антисемитизма значительно слабее. Сам факт, что Генрих Гейне был еврей, по-видимому, сыграло очень большую роль в том, что большинство почитателей и любителей Окуджавы так же евреи, не смотря на то, что отцом у него был грузин, а мать армянка.

      Между творчеством Булата Окуджавы и творчеством Генриха Гейне просматривается прямая аналогия. Так, романтическое произведение "Гардемарины", у Гейне вполне соответствует теме Окуджавы о "кавалергардах" итд.

Николай Гаврилович Чернышевский - Александр Галич

      Галич стоял в стороне от основного течения "авторской песне" ввиду очень резкого социального настроя, враждебного официальной культуре и обществу. По этой причине, ему пришлось иммигрировать из СССР во Францию. Тема его песен, очень тяжёлая и безвыходная ситуация заключённых в ГУЛАГах, где правит "её величество белая вошь", а также такие ценности общества, которые делают предпочтение тому человеку, у которого "сортир восемь на девять" и "топтун под окнами".

      Чернышевский провёл в тюрьме и ссылке значительную часть своей жизни и возможно, именно это наложило вполне определённый отпечаток на творчество Александра Галича. Тюрьма для политзаключённых стала для него самой главной темой. С одинаковым жаром, он выступает и против нравственной диктатуры царского режима и сталинской чумы. Самым интересным заключается то, что Галич - это единственный бард, который вступил в реальный конфликт с властями. Этот человек был готов выступать против кого угодно, в любом обществе. Так, существует мнение, что в Париже он был убит также, поскольку и там он смог наступить кому-то на больную ногу.

      Чернышевский всегда был "против" и свою главную книгу, которая смогла "перепахать" Ленина и стать ему главным нравственным руководством по пути создания "социализма", написал в тюрьме. Оказалось, что "счастливое" общество, которое было построено отчасти с подачи Чернышевского, стало обществом "ГУЛАГов" и общественной диктатуры в экономике и культуре. Тут нужно сделать важное отступление. Культура и духовное развитие, которое было основой основного русла авторской песни принципиально не имела ничего общего с обществом и официальной культурой. Общество делало такое развитие возможным только вне общества.

      С этой точки зрения такое развитие можно рассматривать, как примет программы на языке Java, которая крутится на чужом компьютере. Эта программа может очень много интересных и продвинутых вещей, но ей запрещён доступ к принципиальным ресурсам компьютера. Пока эта программа не пробует залезь на твёрдый диск, она может вполне нормально функционировать. Как только она пытается это сделать, так возникает очевидный конфликт интересов. Галич был общественным человеком и противником общественного строя, который сам же и пропагандировал. Книга "Что делать" не является достаточно художественной, её интересуют только экономические проблемы, а как оказалось экономика в марксизме как раз и ни к чёрту не годится. Нравственности там, не было практически никакой и, наверное, по этой причине после падения СССР, Чернышевский был исключён из школьной программы.

      Александр Галич был еврей и пользовался этим для того, чтобы усилить своё противостояние "к властям и обществу". Очевидно, что такое отношение нельзя отнести на счёт особенностей национальности, Чернышевский был русским в доску и при этом не менее скандальным по отношению к государству.

Карл Маркс - Юрий Иосифович Визбор

      Самым популярным бардом после Владимира Высоцкого, стоящего на одной ступени с Булатом Окуджавой является, очевидно, Юрий Визбор, который создал основу "походных песен" и у которого сама идея жизни без денег играет самое значительное положение. Визбор не так романтичен, как Окуджава, его романтика имеет несколько иной оттенок. В каждой свой песне, он ищет такую ситуацию, в которой деньги не просто не играют никакого значения, но и значительно вредят. Карл Маркс не любил деньги и не любил то, что когда жизнь начинает измеряться в деньгах нравственность уходит.

      В советский период, Юрий Визбор имел минимальное давление со стороны общества и правительства. Направление его песен было вполне "в листа" с настроением общества, не смотря на то, что он пел свои песни только "после работы", а "на работе" он стал больше всего известен, как "Борман" из "Семнадцати Мгновений Весны". Нужно сказать, что Визбор смог вполне адекватно передать настроение Карла Маркса, которое руководило им при создании учения "против денег". Можно привести для примера песню, которую он написал в 1982 году как раз перед началом "перестройки". Он не знал, что получится из "перестройки" и поэтому эти стихи можно считать "пророческими". Эти стихи не про 1982, они про 2000-е годы...

Теперь толкуют о деньгах
В любых заброшенных снегах,
В портах, постелях, поездах,
Под всяким мелким зодиаком.
Tот век рассыпался, как мел,
Который словом жить умел,
Что начиналось с буквы "Л",
Заканчиваясь мягким знаком.

О, жгучий взгляд из-под бровей!
Листанье сборника кровей!
Что было содержаньем дней,
То стало приложеньем вроде.
Вот новоявленный Моцарт,
Сродни менялам и купцам,
Забыв про двор, где ждут сердца,
К двору монетному подходит.

Все на продажу понеслось,
И что продать, увы, нашлось:
В цене все то, что удалось,
И спрос не сходит на интриги.
Явились всюду чудеса,
Рубли раздув, как паруса,

И рыцарские голоса
Смехоподобны, как вериги.
Моя надежда на того,
Кто, не присвоив ничего,
Свое святое естество
Сберег в дворцах или в бараках,
Кто посреди обычных дел
За словом следовать посмел,
Что начиналось с буквы "Л",
Заканчиваясь мягким знаком.

      Юрий Визбор 18-21 мая 1982 Пахра

      С чисто "эмоциональной точки зрения", "Капитал", который написал Юрий Визбор в своём творчестве значительно влиятельнее на эмоциональном уровне, чем книги Карла Маркса. С другой стороны, в отличие от конкретного "предметного" представления Маркса, которое могло быть запрещённым и сегодня совершенно забыто, творчество Юрия Визбора совершенно бессмертно. Если Адольф Гитлер мог построить свою виртуальную реальность на войне против "коммунистов и марксистов", никакой Гитлер не сможет построить теорию для войны с творчеством Юрия Визбора.

Фридрих Энгельс - Сергей Никитин

      Они всегда стоят вместе - Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Кто может встать вместе с Юрием Визбором. Очевидно, это Сергей Никитин. Изо всех исполнителей авторской песни, Сергей Никитин был настоящим учёным, биофизиком и параллельно с исполнением песен, занимался научной деятельностью. Если Высоцкий играл на сцене, Галич и Визбор снимались в кино, то Сергей Никитин был учёным. Фридрих Энгельс стал известен как раз тем, что очень увлекался наукой и его известное произведение "Диалектика природы" демонстрирует достаточно широкие, хотя не совсем последовательные знания в самых различных областях науки.

      Исходя из своих куцых знаний, он, тем не менее, пытался вывести главный закон диалектики развития, преобразовав диалектику Гегеля, сформулировав её на материалистическом языке. Сделав это, он дополнил идеи Гегеля до гармонического целого, но идея "дуализма", была противна центральной идее марксизма, диалектического материализма и сформулировать принцип "диалектического дуализма" он не мог.

Вильгельм Кюхельбекер - Александр Розенбаум

      Среди всех "певцов под гитару", Александр Розенбаум оказался самым "эстрадным". По той дистанции, которую занимает Розенбаум по отношению к классической "авторской песне" его можно сравнить только с Владимиром Высоцким. Тема декабристов и вообще, которым "родина метелью белою сапогами по морде нам..." является для него очень близкой. В этом смысле его можно вполне сравнить с Галичем. По сравнению с Галичем, творчество Розенбаума очень романтично. Он не мусолит сам факт "ГУЛАГов и лагерей", но романтизирует силу и стойкость тех, кто смог всё это преодолеть и превозмочь.

      С одной стороны такие песни, как "Декабристский сон", "Лесосплав", "Вальс 37 года", "Анафема" очень хорошо перекликаются с темами Галича, но совершенно не оставляют такого же тяжёлого и безысходного осадка. Вильгельм Кюхельбекер был лицейским товарищем Пушкина и Пущина. Кюхельбекер преподавал в Университетском пансионе в Москве, был членом Северного Общества и активным участником восстания на Сенатской площади. Он был осуждён по I разряду, наказание отбывал в Динабурской и Свеаборгской крепостях. После этого находился на поселении в Сибири, в Баргузине, Акшинской крепости и Смолинской слободе Курганского округа.

      Кюхельбекер был одним из известнейших поэтов-декабристов, издавал вместе с В.Ф. Одоевским сборник "Мнемозина", является автором "Дневника". О его характере и роде деятельности в ссылке можно судить по рассказам сталкивавшихся с ним людей.

      Кюхельбекер долго жил за Байкалом... Здесь среди суровой угрюмой, природы образовался характер его поэзии. Стихотворения, писанные им в этом изгнании все выношены им в его мученические труды, все проникнуты неподдельным чувством глубокой скорби и согреты теплой верою.

      И. В. Погоржанский служащий Тобольской судебной палаты.

      В отношении религии он (Кюхельбекер) отличается, по-видимому, полным индифферентизмом... Но зато величайшего уважения заслуживает изумительная энергия, с какою он приходит на помощь страждущему человечеству, оказывая медицинскую помощь населению Баргузина и его окрестностей... удачным лечением, а ещё более своим полным бескорыстием и самоотвержением, свидетельствующим об его истинным человеколюбии, он снискал уважение, любовь и почтение.

      Из донесения священника Иркутской лютеранской церкви.

      Как известно, Александр Розенбаум параллельно своей песенной деятельности был профессиональным медиком... Можно привести некоторые редкие стихи Вильгельма Кюхельбекера:

Что будет знаю наперёд:
нет в жизни для меня обмана,
Блестящ и весел был восход,
А запад весь во мгле тумана

---

Да! чаша житейская желчи полна;
Но выпил же эту чашу я до дна, -
И вот опъянелой, больгой головою
Клонюсь и клонюсь к гробовому покою.

Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму,
Узнал слепоты нерассветную тьму
И совести грозной узнал укоризны,
И жаль мне невольницы - милой отчизны...

---

Что скажу я при исходе года?
слава богу, что и он прошёл!
Был он для изгнанника тяжёл,
Мрачный, как сибирская природа

Повторять ли в сотый раз: "Всё тленно?
Всё под солнцем дым и суета?"
Не поверят! Теших их мечта!
Для людей ли то, что совершенно?

Ноша жизни однозвучной, вялой,
Цепь пустых забот, и мук, и снов,
Глупый стук расстроенных часов -
Гадки вы душе моей усталой!

      Александр Розенбаум сочинил самые известные стихи в самом начале своего творческого пути, можно предположить на парах своей сибирской каторги и ссылки, после того, как он "пришёл в себя" и стал хорошо известным и хорошо оплаченным и востребованным, очевидно его творческая энергия значительно убавилась. Можно предположить, что своему заряду творческой энергии, он как раз должен был быть обязан своим лишениям ссылки, так что получается, что ссылка оказала на него положительное влияние, как это и не парадоксально.

      Подводя общий итог, можно сказать, что источник творческой энергии у многих авторов исполнителей под гитару лежал в том, через что они прошли "в предыдущем круге". И для течения "бардовской песни", которая была особенно популярна в 60-х - 80-х годах XX века таким общим источником явился тот марксизм и "борьба за свободу", на основе которой и было построено общество "развитого социализма" их времени. "Времена не выбирают", но иногда общество в котором живёшь, оказывается прямым отображением мечты о том времени, в каком хочешь жить, и "идея" переходит в "материю".


© Амерзон Тимирзяев "Старая Индийская Защита"       Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru