Роль старцев и подвижников в развитии физической науки
Дебют Новейший Завет История Избранная Страна Пророки Присказка Альфа Зеи Форум

Серафим Саровский - Пётр Леонидович Капица П.Л. Капица Амвросий Оптинский - Лев Давидович Ландау Л.Д. Ландау Савватий Соловецкий - Николай Генадьевич Басов Н.Г. Басов Зосима Соловецкий - Александр Михайлович Прохоров А.М. Прохоров Протопоп Аввакум - Андрей Дмитриевич Сахаров А.Д. Сахаров


Идея монотеизма и Россия. Корреляция истории развития

Что может случится с подвижником в его новой жизни?

      Когда в книге Достоевского "Братья Карамазовы" старец Зосима провонял, церковная п.здобратия стала говорить, что, мол, дескать "Суд божий не то, что суд человеческий". Само высказывание оказывается достаточно точным, но его точный смысл, по-видимому, может резко отличаться от смысла который в него вкладывали "человеки" из книги Достоевского. Исходя из общего условия, что значительные лишения и страдания в жизни, которым как раз и поклонялся старец Зосима, могут аномально развить человек, можно предположить, что на следующем витке развития те люди, которые добровольно или принудительно страдали в жизни, могут проявить аномальные способности и успехи.

      Но как именно это может произойти и какие именно качества может развить в себе подвижник? Основной темой духовных исканий любого старца или подвижника является усовершенствование своей души, но если человек слишком долго думает "о душе", то, очевидно, возникает естественный дисбаланс гармонии в Природе. Это, очевидно, должно привести к тому, что следующая спираль развития должна повернуться совершенно в противоположную сторону и борец на духовные ценности должен превратиться с борца за научные, то есть объективные и духовно-независимые идеи.

      Очевидно, что при этом его сила стремления к достижению успехов и "высот" в жизни остаются без изменения - меняется только точка приложения силы. Бывший затворник на далёких островах, проводящий всё своё время в молитвах и поиске истины внутри самого себя, оказывается затворником в рамках объективной науки и теперь с той же духовной силой начинает искать истину вне себя, то есть в Природе. Он превращается в монаха или крестоносца науки. Если на первом витке диалектической спирали он "направлен внутрь", то на другом он оказывается направленным "наружу".

      Таким образом, само понятие "поиск истины" оказывается понятием объективным, а где именно такой человек ищет истину - это понятие субъективное и зависит от конкретных общественных условий, в которых человек родился и старается найти себе применение. Революционный дух и непримиримость к несправедливости также можно считать объективными свойствами. Если на одном витке человек открыто выступает против правящих кругов, то, наверное, это вполне может сохранится, то при этом выступать он может совершенно по другим поводам, это уже субъективно.

      Нужно сразу резко подчеркнуть, что сама идея "старчества", как это ещё отмечал Достоевский, далеко не является национальной русской чертой, а скорее имеет "восточный колорит". В противовес традиционной русской церковной общине, когда в туалет ходят строем и по расписанию, старец живёт совершенно один и совершенно независимо от общины. При этом община может его признавать или не признавать - для него это не играет большого значения, поскольку он "общается с богом" один на один, без посредников. Наиболее близким по типу к русскому старцу является индийский гуру, а самым классическим примером индийского гуру является принц Сиддхартха Гаутама или Будда. Таким гуру или независимым учителем был также горячо чтимый в Христианстве Иоанн Креститель.

      Чем более независим подвижник от окружающей его инфраструктуры общества, тем очевидно более яркими и самобытными могут быть его достижения в области физики. Никакой учёный не сможет сделать в науке ничего нового если постоянно будет сидеть, уткнувшись в задницу своего начальника или вертеть свой нос по ветру общественного мнения, а, следовательно, и общественных предрассудков и стереотипов.

Серафим Саровский - Пётр Леонидович Капица

      Пётр Леонидович Капица, выдающийся русский учёный был фактически "придворным учёным" со всех сторон обласканным Сталиным и это его нисколько не смущало. После долгой стажировки в лаборатории у Резерфорда, он вернулся в Россию и возглавил целый институт, построенный частично на его средства. Он никогда не был арестован, не был репрессирован и регулярно получал Сталинские и Нобелевские премии. Он также был награждён Нобелевской премией за открытие явления сверхтекучести в 2He4

      Когда ему было предложено заняться разработками ядерного оружия, то он отказался и временно был отстранён от возможности заниматься научной работой. При этом он полностью сохранил лояльность к правительству и при прошествии определённого времени смог снова вернуться к работе и продолжать получать гуртом Ленинские и государственные премии.

      Как известно, Серафим Саровский был самым большим "угодником" из всех угодников и фактически был причислен к списку святых указом светской власти, то есть приказом Николая II от 1903 года. Перед тем, как он стал старцем и учителем в монастыре, он много лет провёл в полном одиночестве и изоляции, в лесу и как рассказывают даже кормил из рук медведей. На месте Саровского монастыря в социалистическое время был создан ядерный полигон, наверное в качестве "божьей отметины".

      Работы Петра Капицы были направлены на исследования явлений в сверхсильных магнитных полях, создание установок для сжижения воздуха с помощью турбодетандера и установок для получения сжиженного кислорода в больших количествах. Он также работал над применением электроники сверхвысоких частот, СВЧ, для решения энергетических проблем.

      Хорошо известно пророчество Серафима Саровского, которое понимается разными людьми не совсем однозначно и может применяться к разным событиям: "У нас какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон! Но эта радость будет на самое короткое время; что далее будет... такая скорбь, чего не было от начала мира не было! Ангелы не будут поспевать принимать души". Аналогично тому, как Серафим Саровский стал основателем Саровского монастыря, Пётр Леонидович Капица основал Институт Физических Проблем имени Капицы.

Амвросий Оптинский - Лев Давидович Ландау

      Амвросий стал монахом и подвижником скорее не по своей воле, а в силу обстоятельств. Во время его подвижничества Оптинская пустынь стала фактически российским центром "старчества" и он оказался в нужное время и в нужном месте, поскольку именно он стал прототипом для известного "старца Зосимы" в книге Достоевского "Братья Карамазовы". Говорят также, что само посещение Достоевским Оптинской пустыни дало ему саму идею для написания книги "Братья Карамазовы". Амвросий также помог Льву Толстому написать известный рассказ "Отец Сергий".

      Так же, как и Амвросий, Лев Давидович Ландау имел не очень крепкое здоровье. Автомобильная катастрофа, которая для нормального человека была бы совершенно безобидна, привела к фатальным последствиям. Лев Давидович остался жив, но при этом был полностью лишён возможности заниматься теоретической физикой. Ландау получил Нобелевскую премию за создание теории сверхтекучести гелия, то есть его теоретическая работа была прямым продолжением работы Петра Капицы.

      Наибольшую известность, Ландау приобрёл как соавтор знаменитого десятитомного курса Теоретической физики, который он создал вместе с Лифшицем и который является энциклопедией теоретической физики, охватывающей все её области. Ландау был одним из основателей Московского Физико-Технического Института, где преподавал на кафедре общей физики несколько лет. Другие работы Ландау были связаны с изучением сверхпроводимости и явлений в металлах в условиях сильных магнитных полей, а также с пара и диамагнетизмом. Их самых общих соображений, Лев Давидович Ландау может считаться самым гениальным и талантливым физиком-теоретиком за всю историю человечества.

      В книге Достоевского "Братья Карамазовы", один из главных героев, Алёша начинает свою историю, как ученик старца Зосимы, но после его смерти резко разрывает с монастырём и уходит "в мир". Главным наставлением старца Зосимы является совет искать своего счастья и истины в противоречии и конфликте. Реальным именем "Зосима" звался будущий директор Института Общей Физики Александр Михайлович Прохоров.

Савватий и Зосима Соловецкие - Н. Г. Басов и А.М. Прохоров

      Савватий и Зосима стали основателями самого скандально известного в мире Соловецкого монастыря, который вместе с жилищем монахов и послушников служил как концентрационный лагерь для политзаключённых. Интересно, что Савватий никогда не встречался с Зосимой и их взаимоотношения в то время не были определены, тем не менее, когда речь заходит о том, кто именно основал Соловецкий монастырь, то их имена оказываются вместе.

      Основателями ФИАН - Физического Института Академии Наук были Басов и Прохоров, которые совместно получили Нобелевскую Премию за создание первого лазера. В жизни они страшно враждовали между собой и это, в конце концов, привело к тому, что на одной территории было создано два независимых института. ФИАН остался за Басовым, а Прохоров организовал новый институт, ИОФАН или Институт Общей Физики Академии Наук. Как известно, Басов был научным руководителем у Прохорова и сам ничего руками фактически не делал. Таким образом, фактически первый лазер создал именно Прохоров, но без Басова, ему это сделать было бы очевидно невозможно.

      Совершенно аналогично, Савватий сам Соловецкого монастыря не основывал и его фактически при нём и не было. Он просто пришёл в нужное место и основал там своё подвижничество. После того, как он умер, его друг Герман встретил Зосиму, который и основал на месте, где жил Савватий новый храм. Впоследствии в 1452 году, он стал игуменом этого храма и до самой смерти в течение 26 лет руководил развитием этого монастыря.

      Соловецкий монастырь стал всемирно известен после знаменитого "Соловецкого восстания". После того, как патриарх Никон вместе с царём Александром Фёдоровичем начали церковную реформу, монахи и священники всю жизнь молившиеся по старым книгам отказались выполнить приказ "из центра". Они настаивали на том, что молиться нужно только по старым книгам и выполнять только старые обряды. Вначале царь хотел уговорить монахов на словах, но неизменно получал резкий отрицательный ответ.

      После того, Алексей Михайлович отдал приказ усмирить монахов с помощью военной силы. Было послано 700 стрельцов, которые после неудачного штурма Соловецкий крепости открыли прицельный огонь на поражение из пушек. В 1673 году монастырский собор вынес постановление: перестать молится на царя. Это означало полный духовный разрыв с государственной и государственно-церковной властью. Соловецкая "холодная война" против светской власти длилась восемь лет. В конце концов, предатель Феоктист провёл царских стрельцов в монастырь через пролом в стене, заложенный камнями. Войско ворвалось в монастырь и учинило кровавую расправу над восставшими. Почти все монахи и старцы были расстреляны или сожжены живьём.

Протопоп Аввакум - Андрей Дмитриевич Сахаров

      Если сравнить позицию Петра Капицы с Андреем Сахаровым, то оказывается, что в отличие от Капицы, Андрей Дмитриевич вполне свободно согласился работать над созданием водородной бомбы, от чего Пётр Леонидович отказался. С другой стороны, Капица совершенно спокойно вернулся к положению придворного физика, а Сахаров стал известным диссидентом и правозащитником, за что был приговорён к домашнему аресту в Горьком. Интересно, что Нижний Новгород является одним из центров русского старообрядчества.

      Сахаров получил Нобелевскую Премию не за достижения в области физики, а "Премию мира", как активный борец за права человека и сторонник запрещения разработки и использования ядерного оружия. Протопоп Аввакум стал основоположником движения старообрядцев, то есть людей, которые не выдвигали никаких новых мыслей, а просто выступали за сохранение старых традиций и церковных книг. Очевидно, что с объективной точки зрения большого научного и даже религиозного основания для того, чтобы использовать старые книги не было. Позиция протопопа Аввакума было просто однозначное и безапелляционное противостояние властям "при любых условиях".

      Не смотря, на то, что предмет противостояния у протопопа Аввакума и академика Сахарова совершенно отличны, эмоциональное настроение в обоих случаях совершенно идентично. Общественный резонанс, который получила деятельность Аввакума и Сахарова так же вполне сравнимы и соответствуют друг другу. Не смотря на то, что правительство и парламент во главе с президентом Горбачёвым относились достаточно враждебно к принципиальной позиции Академика Сахарова, после его смерти на улицах Москвы были километровые очереди, чтобы простится с человеком, который так сумел заслужить всенародное уважение и любовь. Нужно конечно признать, что предмет по существу за что выступал Академик Сахаров не имеет никакого принципиального смысла, аналогично тому, как не имеет смысла по существу и деятельность Аввакума, но шума они создали одинаково много.

      Аввакум заслужил признание в широких народных кругах и ненависть всех приближённых к государственной кормушке. Он фактически оказался главным духовным лидером единственного религиозного раскола в Православной церкви за всё время её существования. В результате многолетних мытарств, тюрем и ссылок, он в конце кондов был сожжён живьём вместе с другими его последователями. В случае академика Сахарова, в истории русской науки возник единственный в своём роде случай, когда учёный, который был достаточно близок к властям и выполнял самые ответственные государственные задачи, оказался в прямом противостоянии властям и это был единственный учёный за всю историю Россию, простится с которым после его смерти шли десятки тысяч людей, которые для этого вынуждены были стоять много часов в длиннейших очередях.


© Амерзон Тимирзяев "Старая Индийская Защита"       Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru