Страшный Суд в фильме "Андрей Рублёв"
Дебют Новейший Завет История Избранная Страна Пророки Присказка Альфа Зеи Форум


Василий Суриков "Утро стрелецкой казни"
Ныне, присно, во веки веков, старина,
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим,
Потому, что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем!

BC Высоцкий "Баллада о времени"


Идейная основа фильмов Андрея Тарковского

Введение

      Фильмы Андрея Тарковского известны во всём мире. Он настолько своеобразен, что совершенно справедливо сказать, что не существует второго такого режиссёра, который снимал бы настолько ёмкие и в то же время исключительно абстрактные фильмы. В данной статье автор делает предположение, что в фильме Тарковского "Андрей Рублёв" каждая, даже самая мелкая деталь является своего рода Образной аналогией, которая объясняет людям о причинах тех или иных событий.

      Основная тема фильма "Андрей Рублёв" по мнению автора, раскрыть все причины по которым погиб Иешуа, кто был виновен в этом, и какие наказания в результате понесли виновные и самое главное, - какие выводы можно сделать изо всей этой истории. Сам Иешуа так же включён в список виновных и тоже терпит наказание.

      Фильм начинается с момента, когда человек, построил воздушный шар, и решил немного полетать. При этом его окружение страшно недовольно тем, что он, видите ли "летает". Этот эпизод является эпиграфом ко всему фильму и ассоциируется с отношением к "свободному уму" широких народных масс, которые не поддерживают изобретателя, а наоборот желают ему только смерти. Саам изобретатель при этом гибнет из-за явного несовершенства построенной им конструкции. Именно отношение Адольфа Гитлера к евреям может быть совершенно аналогично такого отношения народных масс к "изобретателям", даже не смотря на то, что идея вообще-то "дутая", то есть надуманная, вымышленная, мыльный пузырь. Но это никакого отношения к тупой злобе "широких народных масс" не имеет.

Скоморох. Предательство за оскорбление чувств

      Этот эпизод рассматривает тему предательства Иешуа в связи с оскорблением "чувства верующих". Его в эпизоде олицетворяет скоморох, который показывает монахам задницу и когда монахи отказываются от выпивки, дескать "Не пьём", он доводит оскорбление чувств до своей высшей стадии "И баб не е.ём".
      Тупая злоба на простые шутки скомороха олицетворяется дракой двух пьяных мужиков. Косность и неповоротливость "религиозного чувства" приводит к тому, что скоморох продан защитникам порядка, которые относятся к скомороху, как к куску дерьма и разбивают его музыкальный инструмент о косяк.

      Кто же были эти странники? Во-первых, само понятие "три странника" возвращается к теме "ветхозаветной троицы" и значит Сергия Радонежского, который есть Мария Магдалина. Второй странник, по-видимому, Иоанн Креститель и Мать Иешуа/Каифа. Впоследствии оказывается, что именно Мать Иешуа и Каифа явились основными предателями Иешуа, которые выдали его Римской Империи с заведомо ложным доносом. Сам Андрей Рублёв, он же Сергий Радонежский - это Мария Магдалина.


Суриков "Утро казни..." Деталь.
 

Феофан Грек. Познание умножает скорбь

      Разговор с Феофаном Греком проходит на фоне сожжения еретика. Здесь, по-видимому имеются в виду Джордано Бруно и Жанна Д'Арк. Кирилл объясняет Феофану, что у Андрея Рублёва "страха, веры нет".

Суриков "Утро казни..." Деталь
      Далее он заявляет, что лучше "мраку неразумия и велению сердца следовать, чем здравому рассудку", потому что "познание умножает скорбь". Феофан при этом ответил, что сам Кирилл очень и очень умён. Действительно эти принципы неразумия и следованию "слепой вере" были заложены в созданное на основании гибели Иешуа Христианство. Представляется возможным, что именно Мать Иешуа приняла деятельное участие в формулировании основных догматических принципов, включая и то, что она родила своего сына "непорочно", а не в результате внебрачной связи с Понтием Пилатом.
      Кирилл проявляет высшую степень желания к собственному прославлению, не смотря на то, что саам же прекрасно понимает, что никакого таланта у него нет. Он готов работать на Феофана Грека, как раб, то только если он сам лично и при всей общине пригласит его к себе. Гонец из столицы приглашает не его, а Андрея Рублёва, что приводит Кирилла в бешенство. Таким образом, Иешуа убит, в результате оскорблённого самолюбия бездарности. То, как Кирилл уходит из скита очень похоже на поведение Джордано Бруно и то, как он забил бешеную собаку, напоминает при каких обстоятельствах он погиб.

Разговор Рублёва с Данилой. Личная некомпетентность

      Вариант гибели Иешуа, связанный с тем, что он не был достаточно талантлив по сравнению с Иоанном Крестителем, описан в эпизоде его разговора с Данилой. Он откровенно признаётся, что все мысли взял у него и что он ничего не может, поскольку его глазами слушает, его глазами смотрит, его сердцем чувствует.

Страсти по Андрею. Увольнение с работы

      В данном контексте, по-видимому, рассматривается "разговор отца с сыном", если полагать, что "отец" или Андрей это Солярис, а "сын" или Фома = это Иешуа. В разных контекстах получается, что Солярис обращается к Иешуа, как с сыном, хотя в то же время Иешуа играет что-то вроде дружеского шаржа или "отражения луны в воде" настоящего Соляриса. Правда, именно Иешуа обычно выражает точку зрения самого Соляриса, находясь среди людей.

      Андрей говорит Фоме: "Может быть, ты заболел такой болезнью, что человек врёт, врёт, да остановиться не может". Тут опять тема возвращения к "дутому воздушному шару". Он хочет показать Фоме "змею" и после этого они идут "по палке". "Палка и змея" - это одна из тем "Десяти Казней Египту", когда "палка превращается в змею". Далее, Андрей просто отсылает Фому назад в Скит, поскольку он что-то не доделал, как положено. Это ассоциируется с терминированием задачи Иешуа самим Солярисом в результате его некомпетентности в выполнении поставленных задач. Интересно заметить, что в "Евангелии от Фомы", которое никакого отношения к истории вообще не имеет Иешуа начал чудотворства и не всегда самые безобидные уже в детском возрасте.

      Вид Феофана Грека, который сидит в муравейнике - это просто означает, что при помощи боли и страдания можно вылечить болезни, например, когда человек "врёт, врёт и остановиться не может". Такое решение аналогично убийству лебедя, которого и рассматривает Фома по пути домой.

Праздник. Трагедия из-за женщины

      Идея о том, что виновницей гибели была Мария Магдалина, рассматривается в части "Праздник". Мальчик в лодке, погружённый в свои думы очень похож на "Отрока Варфоломея" с картины Нестерова, то есть Сергия Радонежского, и он же ассоциируется с Иешуа, который был воспитан в строгости по отношению к женщинам и прелюбодеянию.
      Фраза "Он же ни Успенского, ни Дмитровского соборов не видел. Ничего полазит по лесам, помоет кисточек, поймёт, что к чему, возможно, относится к Марии Магдалине, которая должна побыть в шкуре схимника, чтобы получше понять чувства Иешуа, когда она делала свой "поцелуй Иуды". Тем не менее, её подвижничество по лесам может быть только как аналогия "сбора дров по лесам" для того, чтобы впоследствии разжечь большой костёр.

      Общение Андрея Рублёва с женщиной-язычницей - это аналогия встречи Иешуа и Марии Магдалины. Она не понимает, почему это может быть "грех если только во плоти и без души". Как же так? Такая ночь, все любить должны.


Суриков "Утро казни..." Деталь

      Она целует фактически связанного человека, который даже толком и ответить то ей не может. Заканчивается этот эпизод преследованием мужчины и женщины. При этом мужчина оказывается уничтоженным, а женщина уплывает. Иешуа уничтожен, а женщина выжила. Один человек говорит "Бабу заломать не можете?", на что получает ответ "Она же тебя утопит сразу". Может быть, это и есть основная причина, по которой Мария Магдалина должна было пройти путь Сергия Радонежского.

Страшный Суд. Как я людям в глаза смотреть буду?

      Этот эпизод начинается с того, что один из сотрудников команды хочет пойти искупаться, но все работают вместе и для одного члена группы исключений быть не может. Именно поэтому, Иешуа также должен понести наказание за провал операции в Иудее.

      Разговор Андрея и Данилы в поле очень похож на совет "отца" и "сына" в раю. Иешуа заявляет, может быть просто, вернуться и всё? Но как же он тогда людям в глаза смотреть будет? Всадник, показанный в этом эпизоде, ассоциируется с песней Высоцкого "Райские яблоки", где он собирается вернуться к своей женщине и принести ей яблок из рая, а также песней "Я из дела ушёл, из такого хорошего дела", когда главный герой посылает всех старых пророков, и "скачу, хрустят колосья под конём".

      Тем не менее, Иешуа также должен быть наказан и его наказание - это сумасшествие в миру. Так появляется персонаж Ксении Петербургской. Как же рисовать Страшный Суд без любви? И "по разуму" нельзя и "по чувству" нельзя. И беса-то "отец" придумал... здесь, наверное, имеется в виду Адольф Гитлер... На то и Суд Страшный, что все должны быть наказаны.

      Далее, показано несколько эпизодов с детьми. Слуга держит ребёнка, который кричит "отпусти, Степан, а то на конюшню отправлю". Потом маленькая девочка, княжна плескает на Андрея молоком. Она пачкает пальчики в краске от картины, которую рисует Андрей с изображением "Святого Георгия" - витязя, убивающего змея.

      Далее, художникам, которые "очень умные" и хотят рисовать у "другого начальника" выкалывают глаза, что вполне равносильно сумасшествию у мыслителя. Всё это указывает на то, что Иешуа должен был пройти путь Ксении Петербургской! Эта сошедшая с ума женщина принимала в милостыню только "монеты с Георгием", то есть на которых изображён "витязь, убивающий змея". Поэтому, образ "сумасшедшей девочки" - это в сущности есть Ксения Петербургская.

      Необходимо отметить, что человеческий организм, лишённый разума, по-видимому, становится сверх-восприимчивым к "духовному миру" или может быть даже миру Соляриса или "миру ассоциаций". Именно поэтому на сумасшедшую девушку не производит никакого впечатления чтение "святого писания", но обычная краска, брошенная Андреем Рублёвым на стену как аналог "Страшного Суда" приводит девушку в истерику. Это, наверное, и есть то самое полезное качество, которое должен был отработать Иешуа, будучи Ксенией Петербургской. Именно это самая возможность "чувствовать спиной" может позволить ему находить мельчайшие тонкости в мире человеческих чувств и настроений, фактически читать мысли.

      Самый последний эпизод "Страшного Суда" может говорить о том, что Мария Магдалина может снова встретить Иешуа, после того как она побыла Сергием Радонежским, а он Ксенией Петербургской и их любовь будет проходить совершенно на другом уровне. Женщина, которая была "распутницей" и после "праведником" может встретиться с "праведником", который побыл женщиной ведущей беспорядочную половую жизнь. Вот это должна быть, наверное, настоящая любовь!

Набег. Равнодушие и "террор во спасение"

      Эпизод "набег", по видимому демонстрирует равнодушие "толпы" к гибели поэта, как также очевидную причину гибели Иешуа. Когда Понтий Пилат предложил толпе освободить Иешуа, в соответствии с евангелиями, толпа начала кричать, что у них нет другого царя, кроме Кесаря, а также "Распни его".

Суриков "Утро казни..." Деталь
      С точки зрения "Старой Индийской Защиты", жизнь существует для человека, как тренажёр для его духа и поэтому страдание человеческое в конечном итоге оборачивается к более развитому и сильному духу. Поэтому страдание есть только на пользу какого-то определённого человека или народа. Но правда иногда такое страдание может быть следствием полного равнодушия и не может служить для прославления народа, а только для демонстрации его ничтожества, а иногда страдание народа служит его прославлению и национальной гордости. Евреи сжигались Адольфом Гитлером в газовых камерах подобно тараканам. Это исполнялось с полным равнодушием, с тем самым равнодушием, с которым обычно выводят тараканов или клопов.
      Такие страдания народа не могут быть рассмотрены ни народом, ни всем человечеством, как "героизм", а только показывает, какое отношение может вызвать к себе такой народ.

      Интересно, что евреи являются часто чисто паразитирующим народом. Исторически самой "еврейской специальностью" было ростовщичество. Это немедленно ассоциируется со старухой процентщицей, которую убил Родион Раскольников, который в данном случае выступает, как аналогия Соляриса, который и родил Адольфа Гитлера. Может ли Солярис решить, что он не тварь дрожащая, но право имеет и убить старуху-процентщицу?

      Уничтожение безликой толпы, которая стоит и молится в храме может быть, как раз связано в выведением тараканов-евреев Адольфом Гитлером.

      С другой стороны, многочисленные лишения Русского народа, являются "героизмом" русского народа, народа защитника, который спас мир от чёрной чумы фашизма и укрепил тем самым свою национальную гордость. Такая смерть происходит в муках, так как умирает герой, которого в фильме Андрей Рублёв играет Юрий Никулин. Это вначале пытают о том, где находится золото, потом заливают в рот горящей смолы, к после везут по земле, привязав к лошади.

      Во второй мировой войне евреем нечего было защищать кроме своих денег, старухи процентщицы, а на уродство их религии никто и не зарился. С другой стороны, русский народ защищал свою землю и свою национальную независимость.

      Демонстрацией отношения ко Второй Мировой Войне может быть известная песня ВС Высоцкого "Антисемиты".

 Зачем мне считаться шпаной и бандитом -
 Не лучше ль податься мне в антисемиты:
 На их стороне, хоть и нету законов, -
 Поддержка и энтузиазм миллионов.

 По Курской, Казанской железной дороге
 Построили дачи - живут там как боги...
 На все я готов - на разбой и насилье, -
 Бью я жидов - и спасаю Россию!

     ВС Высоцкий "Антисемиты"
      Очень важным наблюдением здесь является последняя фраза "Бью жидов, спасаю Россию". Она, как просто убедиться состоит из двух частей "Бью жидов" и "спасаю Россию". Совершенно очевидно, что во время Второй Мировой Войны было проведено и первое и второе. Адольф Гитлер, действительно "бил жидов", как тараканов, а Россия была спасена совершенно случайно нагрянувшим холодом под Москвой в 1941 году, когда казалось, что уже ничего не может спасти Россию.

      Каким именно образом Солярис мог создать такое явление, как Адольф Гитлер, автор рассказывает в статье "Тиберий Кесарь. История одной монеты"

Колокол. Авантюризм и творческий взрыв

      Последняя часть фильма "Андрей Рублёв", которая является наиболее оптимистической, рассказывает о "авантюристической стороне подхода Иешуа" и отношению к такому подходу его друзей. Таковой подход имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Очевидно, что реалистично действующие люди не всегда могут понять всю прелесть такого подхода, но нужно также добавить, что такие "реальные" люди очень редко отливают колокола, то есть производят на свет действительно прекрасные творческие произведения, которые потом остаются "на века".

      Пётр отказался от Иешуа возможно потому, что не разделял авантюристический подход своего друга совершенно аналогично тому, как Андрейка отказался делать то, что ему приказал главный герой части "Колокол". В результате, возможно в истории, появился образ Лжедмитрия I, очень ясно демонстрирующий проблемы авантюристического подхода к достижению своих целей.

      Для того, чтобы вообще иметь возможность отлить колокол, герой должен обмануть всех, сказав, что он "знает секрет колоколькной меди", который ему передал его отец. Это очень похоже на утверждение Иешуа о том, что он якобы Мессия и "сын бога". То, как он начинает отливать колокол, ясно показывает, что никаких секретов он не знает и что он никогда этого вообще не делал. Но с дургой стороны тот азарт с которым он принимается за дело приводит к тому, что он САМ находит секрет меди, котоый возможно даже не знал его собственный отец!

      В результате, он действительно отливает прекрасный колокол на всеобщее торжество. Особенно показано, что равнодушие "иностранцев", а также не менее равнодушное следование "русской традиции" - освящение "колокольного чуда" толстопузыми попами никакого отношения к действительному произведению исскуства, созданному талантливым авантюристом и к его личному таланту не имеют!


© Амерзон Тимирзяев "Старая Индийская Защита"       Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru