Объективные особенности Американской Культуры
Дебют Новейший Завет История Избранная Страна Пророки Присказка Альфа Зеи Форум


Волшебство американского национального блюза
      - Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут, - сказал Маленький принц. - Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую...
      Потом прибавил:
      - И все напрасно...
      Колодец, к которому мы пришли, был не такой, как все колодцы в Сахаре. Обычно здесь колодец - просто яма в песке. А это был самый настоящий деревенский колодец. Но поблизости не было никакой деревни, и я подумал, что это сон.
      - Как странно, - сказал я Маленькому принцу, - тут все приготовлено: и ворот, и ведро, и веревка...
      Он засмеялся, тронул веревку, стал раскручивать ворот. И ворот заскрипел, точно старый флюгер, долго ржавевший в безветрии.
      - Слышишь? - сказал Маленький принц. - Мы разбудили колодец, и он запел...
      - Мне хочется глотнуть этой воды, - промолвил Маленький принц. - Дай мне напиться...
      И я понял, что он искал!

           Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький Принц"


Основные идеи проекта Старая Индийская Защита

Объектиные особенности американской культуры

      Факт отсутствия американской культуры является часто одним из самых сильных аргументов со стороны антиамерикански настроенных людей. Ограниченность и обречённость американского общества доказывается тем, что буквально всё в США ориентировано на быстрый и "дешёвый" коммерческий успех, хотя некоторые "дешёвые" голливудские фильмы могут быть при этом и совсем не дешёвыми.

      Действительно - США - это фактически многонациональная страна, в которой все национальности объединены под единой абстрактной национальностью - "американец", что является ссылкой на американское гражданство. Тут также существует проблема, что при отсутствии государства, абстрактная национальность также немедленно теряет смысл.

      Для примера можно взять древнюю Византию. Национальность "византиец" была чистой принадлежностью к государству. После падения Византии, это понятие немедленно перестало существовать, хотя понятие "Византийская культура" осталось, как имеющее отношение к Византийскому государству. Аналогично, многонациональная историческая общность "советский народ" немедленно перестала существовать после распада СССР. Советская культура после этого практически немедленно была выброшена на помойку. Именно на помойке сейчас можно найти книги, которые считались вершиной творчества.

      Так существует ли "американская культура", которая является достижением "чистых американцев", отличная от всемирно-известного стереотипа? Предположим, что живёт некий человек, у которого все близкие или далёкие родственники американцы и, следовательно, у него нет никаких частных национальных приоритетов. С другой стороны, как и большинство в мире, он не может принять fast-food culture, ориентированную исключительно на коммерцию и быстрый успех.

      Поскольку США в некотором роде может быть названа всем миром в одной стране, а город Нью-Йорк даже называют столицей мира, то для идентификации чисто американской культуры рассмотрим, может ли вообще существовать такая культура, которая бы, тем не менее, не зависела бы ни от одной из существующих культур мира.

      Возможность существования такой независимой культуры существует фактически только в США, поскольку в любой другой стране традиционная национальная культура является гегемоном и заставляет служить себе с самого детства. Какие-то отдельные элементы культуры, возникшие много веков назад обожествляются и дублируются, фактически повторяя одно и тоже и, соответственно не создавая ничего нового.

      Для идентификации объективной чисто американской культуры, необходимо отфильтровать все проявления чистых национальных культур, а также фиктивные коммерческие культуры, служащие не "душе", а брюху. Фактически это представляет собой фильтрацию активных сигналов всех радиостанций на всех частотах и усиление "белого шума", то есть такого сигнала, спектральная плотность которого не зависит от частоты. С этой точки зрения понятие "чисто американской культуры" по отношению к другим культурам может быть представлена, как "белый шум".

      Но что же останется, если посмотреть на Америку без прикрас и без культуры "золотого дьявола"? Так остаются позади дорогие гостиницы и богатые коммерческие офисы. Выключается телевидение, радио, распомпезные дорогие и дешевые супермаркеты... Остаётся одиночество, безысходность человека перед лицом общественной машины коммерции и культа материального достатка. И тут появляются дешёвые мотели на highway-ях, холодная и грустная неоновая реклама BudLight в маленьких ресторанчиках, люди, прячущиеся от мира на бензозаправках и придорожных дешёвых кафе...

      Чистое "биологическое поле" или "Мир Маленького Принца" оказывается противостоящим пустыне окружающей его жизни и коммерческой культуры, которая не имеет к нему никакого отношения. Мир, который окружает Маленького Принца не враждебен к нему, но совершенно безразличен и хладнокровен. Оказывается, что в условиях "белого шума", когда всё официальное общество ориентировано на золотого дьявола, возникает вполне объективная чисто американская национально-независимя культура, в которой "чистый дух" прямо противопоставлен всему обществу в целом. Таким образом, в условиях американского общества полная перпендикулярность "духовного" и "материального" находит своё высшее проявление.

      Теперь, когда человек оказывается за пределами материального общества, посреди неоновых реклам магазинов на дешёвых торговых площадях между маленькими городками или посреди чужих и холодных огней большого города, где идёт жизнь, которая не имеет никакого отношения к человеку, вот тут и возникает самая настоящая реальная американская культура, которая очевидно совершенно национально независима и фактически отражает диалектику противостояния "духовного" и "материального" начала в человеке. Причём противостояние это выражено в самом чистом виде, как это вообще теоретически возможно.

      В проекте Старая Индийская Защита, глазами Маленького Принца смотрит на мир Андрей Макаревич и группа Машина Времени. Только эта группа в России выступала с ярко выраженным акцентом американского блюза. Если включить что-нибудь из американского блюза человеку, который совершенно с ним не знаком, то он немедленно скажет, что это что-то очень похожее на Машину Времени.

      Музыка smooth jazz и blues неизменно связывается с грустью неоновых реклам какой-то торговой плазы или ночного американского города. Композицией, которая характерно описывает такую ситуацию является, например "Full moon on main street", которая исполняется многими разными музыкальными коллективами. (Например, неплохое исполнение Omar & The Howlers).

      Если прочитать традиционные описания и объяснения блюза, то неизменно находим, что этот стиль связывается с "традиционной афро-американской культурой". Очевидно, что такое предположение связано с тем, что первыми исполнителями и основателями этого направления были американцы африканского происхождения.

      При детальном рассмотрении оказывается, что, не смотря на то, что первыми исполнителями блюза были чёрные, это направление в музыке не имеет никакого отношения вообще к африканской культуре. Многие исполнители блюза были белые (тот же Omar & The Howlers), да и Андрея Макаревича очень трудно уличить в следовании африканской культуре. Для сравнения, известные стили rap и hip-hop, напротив являются реальными течениями с реальными африканскими корнями. Эти стили являются аналогом африканских танцев в разных не сильно развитых областях Африки. И очевидно, Андрея Макаревича даже невозможно представить исполняющего в стиле rap или hip-hop.

      Отсюда можно сделать очевидный вывод, что блюз - это истинно чистая американская культура! Блюз в некотором смысле духовно отображает конфликт чистого духа и холодного и безразличного к нему материального общества со своим "золотым дьяволом", который очевидно не имеет к чистому духу никакого отношения вообще.

      Наиболее резко противостояние чистого духа и материального общества проявилось в среде чёрного населения Америки, которое освободилось от рабства, но тем не менее не могло быть "на равных" принято в развитое общество "белых". Таким образом, чёрные оказались в качестве "теневого народа", который не смотря на то, что формально, по закону был совершенно равноправен своим белым соседям, но в действительности традиционно был полностью отделён от общества и мог найти себя только на автозаправках, дешёвых магазинах, итд.

      Последующее полное отделение части чёрного населения от общественной жизни в США привела как раз к возникновению традиционно африканских направлений rap и hip-hop. Очень важным наблюдением является то, что у стиля blues нет никаких основоположников или отцов-основателей. Это совершенно объективное направление, которое возникло совершенно стихийно в среде американского народа и соответственно является истинно народным американским национальным творчеством, которое вполне однозначно может дифференцировать американский народ. Очевидно, что blues - это отнюдь не единственный пример истинно американской национальной культуры, но очень характерный и обозначенный пример такой культуры, которая не может существовать, как национальная культура никакой другой страны или национальности.

Что может быть названо американской национальной философией?

      Действительно, если основным принципом страны является полное отсутствие всяческих привилегий и предпочтений к любым мировым философиям и культурам то самоопределение такой страны может быть наиболее затруднено. Тем не менее, если у такой страны всё же может существовать национальная религиозно-философская система, то такая система по определению будет наиболее объективной, то есть не зависящей от всех существующих в мире стереотипов. Если такая система возникнет стихийно, то она будет отображать чисто народную душу и поэтому может быть названа истинно народной американской философией.

      Государственной, традиционной религией США является христианское протестантство. Так исторически сложилось, поскольку такая религия была с одной стороны наиболее свободной, а с другой стороны многие первые иммигранты в США, начиная с пуритан Новой Англии, были как раз преследуемы, как религиозные инакомыслящие. Большинство президентов США являются формальными протестантами и это связано прежде всего с общественным мнением и следованием наиболее толерантным общественным традициям. Тем не менее, эта идеология возникла не в США, а поэтому национальной названа быть не может. К тому же - это всего лишь одна из многих идеологий мира и государственное предпочтение отдельной системе в общем случае противоречит основным принципам США.

      Другим интересным направлением, претендующим на американскую национальность, являются мормоны. Главный пророк и учитель этого молодого направления функционировал на территории США. Тем не менее, всё ядро этой философии опять же базируется на сомнительных еврейских первоисточниках, а значит является частным, необъективным учением следование которому противоречит центральному принципу США.

      Можно попытаться сказать, что вообще-то главная реальная идеология США - это поклонение "золотому дьяволу", атеистический материализм или сказав это в более романтических тонах - "великая американская мечта". В соответствии с этой "мечтой", счастье к человеку несомненно, и неизбежно приходит после того, как у него появляется свой дом, белая машина и семья с кучей детей. С одной стороны, такая постановка вопроса вполне удовлетворяет условию объективности, а, следовательно, независимости от любых частных традиций и мировоззрений, а значит, несомненно, может быть названа истинно американской.

      С другой стороны, современное американское общество достигло такого уровня экономического развития, что условия осуществления великой американской мечты ничего сложного и особенного не представляет. Достигнув её, средний американец немедленно теряет эту мечту, снова оказываясь один на один с вопросом о национальной американской философии.

      Если посмотреть на американское общество в целом, то оказывается, что в нем наиболее остро противостоит "чистый дух" и ценности материального общества. Отсутствие национальных многовековых традиций, а также очень высокая национальная гордость не позволяет американцу отдаться во власть любой традиции чужого народа. В таких условиях, несомненно, должно возникнуть некое стихийное течение, которое бы выступило оппонентом ко всем религиозно- философским системам одновременно, отражая реальные духовные потребности народа, который оказался в такой тяжёлой духовной ситуации.

      Одним из самых популярных современных американских писателей является Стивен Кинг. Основной темой его творчества является проявление особых экстрасенсорных свойств в условиях американского общества нацеленное на прибыль, бездуховность и получение немедленной пользы. Так, в рассказе "Воспламеняющая взглядом", в результате экспериментов в одной из государственных секретных лабораторий появляются люди обладающие сильными экстрасенсорными свойствами. Секретные государственные спецслужбы открывают открытую травлю девочки, которая может зажигать огонь одним только усилием воли, желая использовать её в научных экспериментах для обеспечения национальной безопасности. В результате, девочка уничтожает всю секретную лабораторию.

      Одним из самых популярных сериалов в США является X-files или Секретные материалы. Два агента ФБР, Agent Moulder и Dana Scully в сотнях серий ведут расследования проявлений экстрасенсорных и паранормальных явлений. Центральная идеология, которая лежит в основе для этого сериала неоднозначна, но объективна - то есть совершенно независима от любых традиционных мировоззрений - она стоит над ними. Это стоит в полном соответствии с тем, что американская культура и философия является неким аналогом "белого шума" в статистической радиофизике. Не смотря на относительную слабость сигнала в каждой точке, общая энергия белого шума по всему спектральному диапазону настолько велика, что в этом никакой другой обычный сигнал ему очевидно не конкурент.

      Существует также религиозно-философское направление New Age, которое возникло совершенно стихийно, не имеет ни основателя, ни организации, выступает оппонентом ко всем традиционным учениям и отражает реальные эмоциональные потребности коллективного сознания в США.

      Таким образом, можно предположить, что именно идеология Стивена Кинга, X-files и New Age - это реальная национальная американская философия, отражающая основные принципы этой страны и которая однозначно дифференцирует американскую национальность.


© Амерзон Тимирзяев "Старая Индийская Защита"       Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru